Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии «Зимующие птицы» для средней группы |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Линецкая Айгюль Рауфатовна | |||
17.10.2017 15:22 | |||
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии «Зимующие птицы» для средней группы Подготовила: Линецкая Айгюль Рауфатовна Цель: знакомство детей с зимующими птицами и ролью человека в их жизни. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оборудование и материалы: аудиозапись звуков птиц, аудиозапись песни «Воробьиная песенка» (минус), ободки с изображением птиц, кормушка.
Способы организации образовательной деятельности: беседа, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки, стихотворения), подвижная игра, вопросы, художественная деятельность (аппликация), дидактические игры. Предварительная работа: чтение Н. И. Сладков «Синички — арифметички», С. Есенин «Воробушки игривые», заучивание песни «Воробьиная песенка», изготовление кормушек с родителями, рисование зимующих птиц. Активация словаря: зимующие птицы, клёст, перелётные птицы. Ход НОД Воспитатель: Собирайтесь дети в круг Давайте порадуемся утру и птицам (руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаемся друг другу) И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками) «Здравствуйте», скажем, мы вместе (берутся за руки) «Здравствуйте» скажем нашим гостям (обращаем внимание на взрослых) Предложим в ответ улыбнуться нам. Дети здороваются с гостями Воспитатель: Начинаем наше занятие, а о чём, или о ком оно будет, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку. Избушка новая, Дети: Кормушка Воспитатель показывает кормушку. Воспитатель: Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите, ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, для зимующих птиц. А почему их назвали зимующие? Дети: «Зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Воспитатель: Правильно. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с зимующими птицами. Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Отгадайте загадку: 1. Красногрудый, чернокрылый, Правильно – это снегирь. (Показ картинки и прослушивание аудио) Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев. Дети: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые. Воспитатель: Молодцы. Снегири-очень яркие, красивые птички. Снегирь-это лесная птица. В городе летом их не встретишь, зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их и назвали «снегири». Стаи снегирей перелетают с места на место в поисках корма, поэтому их ещё называют кочующими птицами. Снегири питаются почками, ягодами, семенами растений. Любимое их лакомство-ягоды рябины. А теперь Саша и Дима прочтут вам потешку: - Здравствуй, милый снегирёк! Воспитатель: Второй наш гость. Слушаем загадку: 2. На кормушку к нам зимой (Показ картинки с изображением синицы и прослушивание аудио) Давайте, ребята, опишем эту птичку. Эту птичку мы с вами, ребята, можем видеть на улице. Синички, очень подвижные и ловкие птички. Они то и дело перелетают с места на место и редко сидят на одном месте. Синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. А сейчас я предлагаю вам сделать физкультминутку и отдохнуть. Физкультминутка. Скачет шустрая синица, Вот присела на минутку, (присаживаемся на корточки) Следующий наш гость. 3. Любит прыгать и летать, (Показ картинки и прослушивание аудио) Воробей — маленькая птичка, коричневой спинкой и серой грудкой. Он очень шустрый, крикливый, часто вступает в ссоры с другими воробьями. Но ни смотря, ни на что, воробьи дружные птички, если воробей найдёт крошку, то он обязательно зовёт своих друзей и делится с ними. Он очень громко чирикает, тем самым привлекает к себе внимание. Живут воробьи стайкой. И в стайке есть сторож, который всегда внимательно смотрит вокруг и сразу начинает громко чирикать, если вдруг какая-то опасность. Воробьи очень полезные птички. Летом питаются вредными насекомыми — гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. А теперь споём нашим гостям «Воробьиную песенку» «Воробьиная песенка». Мне не нужно ни игрушек, Только слушался бы лучше Припев: Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик, 2 Сколько вкусных бутербродов Но зато в районе нашем Припев. 3 С ним мы делимся обедом, Я им крошек дам послаще. Припев. Воспитатель: Молодцы, ребята. А следующая птичка, которая прилетела к нам из леса, очень необычна и красива. Давайте с ней познакомимся. 4. Кто зимой средь хвойных веток (Клестом) (Показ картинки и прослушивание аудиозаписи) Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Сейчас я вам расскажу. Н. Сладков. Еловая каша У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод... А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит! Это я так про клестят думаю. Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются. Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. Всё равно! Беседа по тексту:
Воспитатель: Молодцы! А теперь, мы давайте, с вами сыграем в зимнюю игру на внимание «Снежинка», «Льдинка», «Сугроб» и «Сосулька». А теперь прослушаем аудиозапись и угадаем, последнюю птичку, которая тоже спешит к нам (запись вороны). Вот ворона. Эта птица Показ картинки. Ворона — птица среднего размера. У неё очень сильные ноги, изогнутый клюв. Сама она серая, голова, хвост и крылья чёрные и блестящие. Вороны живут везде: в городе, в селе, в деревне, в лесах. И лесные вороны зимой Ворона очень любит воровать: яйца из чужих гнёзд, цыплят, утят. Весь день вороны добывают себе еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями. Ворона очень полезная птица, она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городе. Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите, сколько на нашей доске птичек. Давайте их посчитаем. Дети считают птичек. И поиграем в игру: «Какой птички не стало». (Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну картинку птицы. Дети открывают глаза и называют эту птицу. Например: не стало вороны и т. д.). Воспитатель: Некоторые наши ребятки тоже приготовили сюрприз, они превратились в птичек. Закрываем быстренько глазки, открываем. Сейчас наши ребятки сами расскажут, в каких же птичек они превратились. На голову детей одеваются ободки. Чтение стихов. (Коля) Голубь плавно приземлился, И воркуя, и кружась (Оля) Скоком-боком, боком-скоком (Маруся) Скачет весело синица, Молодцы, ребята! Давайте ещё раз вспомним, какие птички называются зимующими, какие перелётными. Ответы детей. А теперь поиграем в игру. Если я называю зимующую птичку, то вы хлопаете, если перелётную, то топаете. Воспитатель: А теперь Лена и Костя прочтут нам стихотворение: Вот морозы так морозы, Не снуют на ветку с ветки, «Негде греться и кормиться Воспитатель: Вам жалко птиц? Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод? Дети: Конечно же, голод. Воспитатель: А как мы можем помочь птицам? Дети: Надо их покормить Воспитатель: Но если мы бросим корм на землю, снег засыплет его, и птички не увидят, как же нам быть? Дети: Можно смастерить кормушку. Воспитатель: Правильно. На выходных, многие из вас вместе со своими папочками, мамочками хорошо потрудились, и сделали кормушки, мы их развесили на деревьях нашего участка. Мне кажется, птичкам очень понравились ваши кормушки. Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. Воспитатель показывает нарисованную кормушку и предлагает детям угостить птиц. Воспитатель: Посмотрите, как выглядит «птичья столовая». Сколько на ней угощений: и семена шишек ели, и семечки, и ягоды рябины, и даже кусочки сала. Давайте, пригласим птиц к кормушке! Но сначала подготовим наши ручки. Пальчиковая гимнастика "Кормушка": Сколько птиц к кормушке нашей Дятел в пестрых перышках.
Дети подходят к кормушке и приклеивают птичек. Воспитатель: Сегодня вы узнали только немного из жизни зимующих птиц. Я думаю, что вы будете наблюдать за ними и помогать им в трудное время. Беседа была не простая, А нам же друзья, на прощанье,
|