«Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Григорьева Марина Петровна | |||
06.08.2017 22:32 | |||
«Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры» Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее, педагог должен уметь жить в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых. За последние годы работы мною была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Все это способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Пути реализации системы экологической работы: 1. Создание условий (экологизация развивающей среды) Прогулка – это мини-путешествие, которое создаёт особый, своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее. Очень впечатлительных детей легко привлечь к наблюдению за цветом неба, формой деревьев, строением растений. Такие дети удивляются капельке воды, прозрачности льда, журчанию ручейка, пению птиц. На огородных грядках дети выращивают овощные культуры (лук, томат, укроп, горох, редис, кабачки и др.), наблюдают за их ростом, проводят эксперименты ( «В какой почве лучше овощи растут», «О влиянии полива на жизнь растений») Экскурсии в сквер к Обелиску по большой экологической тропе проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц, и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события. И это всё связано со сменой времён года. В уголке природы, собраны разные виды комнатных растений. В зимнее время года на подоконниках размещается мини — огород, что позволяет ребятам выращивать овощи и в холодный период года. В обучении и воспитании практикую комплексный системный подход – от простого к сложному. Провожу с детьми цикл наблюдений за живыми объектами. Работа по проекту «Огород на окне» вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей. 2. путь создания системы экологической работы — Работа в лаборатории В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.). Для повышения экологической культуры дошкольников используются разнообразные формы и методы обучения:
Наша группа в этом году участвовала в межмуниципальном конкурсе экологических театров и заняла 1 место. Таким образом, с помощью воспитательных мероприятий мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, способности видеть смысл своих поступков, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, и конечно, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде. 3. путь создания системы экологической работы – это Исследовательская деятельность дошкольников. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Во время исследовательской деятельности развивается речь детей, дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаются с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство. Работая в инновационном режиме, мы увлеклись проектной деятельностью. Распределили наработанный материал так, чтобы охватить все разделы экологического воспитания. Метод проектной деятельности помогает объединить содержание образования из всех областей знаний. К организации поисковой и творческой деятельности подключаем родителей и родственников детей, т.к. один ребенок с этой деятельностью не справится. Предлагаем такие задания, как: изготовить макет огорода, сбор семян, изготовление кормушек, выпуск бюллетеней и др. В данный момент работа по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» продолжается. 4. путь создания системы экологической работы – это Экологическое просвещение родителей. Уделяя большое внимание совместной деятельности детей и родителей, используем следующие формы работы:
С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки. На родительских собраниях знакомим родителей с работой группы по экологическому воспитанию. С помощью экологических газет, брошюр родители в домашних условиях могут проверить знания своих детей по экологии, проверить приметы времен года, поиграть в экологические игры. Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые нами в ДОУ, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
|