Дидактическое пособие "Четыре времени года". Экологические игры. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Миронова Татьяна Сергеевна, Карева Татьяна Владимировна | |||
03.08.2017 13:48 | |||
Дидактическое пособие "Четыре времени года". Экологические игры. Авторы: Миронова Татьяна Сергеевна, Карева Татьяна Владимировна, Воспитатели, ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад "Теремок", Самарская область Сергиевский район п.г. т. Суходол Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к природе.
Главные задачи на начальном этапе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе. В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы: знакомство детей с природой через непосредственный контакт, и через ознакомление с природой опосредованным путем посредством использования дидактических пособий. Реализуя деятельностный подход в нашем детском саду, пришли к выводу, что использование в образовательной деятельности дидактического пособия «Четыре времени года», позволяет детям в активной форме овладеть необходимыми практическими умениями и навыками. Для решения данной проблемы, нами было разработано и изготовлено многофункциональное дидактическое пособия экологической направленности. Дидактическое пособие «Четыре времени года» Цель данного пособия сформировать у ребенка младшего дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе. Задачи:
Дидактическое пособие «Четыре времени года» — это совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие различных игр, и имеет наглядность. Пособие предназначено для использования в детском саду с детьми дошкольного возраста от 1.5 до 7 лет и в помощь педагогам. Пособие многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут под руководством педагога проводить игры и вне занятия. Пособие представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры. Состоит из четырех частей, которые раскрашены акриловыми красками и соответствуют 4-м временам года, соответствуя цветовой гамме. Каждый сектор – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком. Сектор весна представлен в виде весенних цветов и птиц и скворечников изготовленных при помощи цветной бумаги, прикрепленных с помощью ниток на канцелярские иголки. Сектор лето в виде фруктов изготовленных из цветной бумаги, так же прикреплённых с помощью ниток и канцелярских иголок. Сектор осень в виде листьев, птиц из цветной бумаги. А зима в виде снежинок, снегирей и синичек, кормушки изготовленных из бумаги. Каждое время года разделено на три цветовые гаммы, цвет обозначает один из месяцев определенного времени года. Нижняя часть дерева задекорирована материалом, расцветка которого соответствует времени года. На материал с помощью липучек прикрепляются тематические картинки с признаками времен года. К основанию дерева прикручены колесики, что позволяет данному пособию быть мобильным. Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Основная цель предлагаемого пособия — формирование предпосылок экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к природе. Данная цель решается через следующие задачи:
Примеры игр. Игра «Придумай рассказ» для детей 4-5 лет. Задачи: Развитие представлений детей о временах года; закрепление знаний о характерных признаках времен года; формирование умения подбирать предметные и сюжетные картинки; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Материал: В данной игре используется макет дерева. Предметные и сюжетные картинки по временам года, предметные модели соответствующие временам года (листья, фрукты, снежинки, птицы). Ход игры: Педагог предлагает ребенку выбрать время года, которое ему нравится. Затем ребенку необходимо подобрать предметные модели, которые соответствуют выбранному времени года и разместить их на дереве. Также необходимо выбрать картинки с признаками выбранного времени года, разместить их у основания дерева, объясняя свой выбор. В конце игры педагог предлагает подобрать сюжетные картинки к данному времени года, разместить их на магнитной доске и составить описательный рассказ. Примечания: Игра проводится индивидуально с одним ребенком, или парами. Игра: «Изменения в природе» для детей 3 – 4 лет. Задачи: Формирование у детей умения зрительно соотносить времена года с изменениями происходящими с объектами природы; развитие целостного восприятия; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Материал: В данной игре используется макет дерева. Картинки с изображением изменений природы в разное время года (почки на дереве, листочки, цветы, плоды), картинки с разными видами деревьев (тополь, каштан, рябина, береза и т.д.) Ход игры: Педагог предлагает детям из предложенных картинок выбрать дерево, затем выбрать время года в котором бы они хотели его увидеть. Далее дети подбирают предметные модели которые характеризуют изменения этого дерева. Например: Из предложенных карточек ребенок выбирает карточку с деревом Каштан. Далее выбирает время года «Весна» и закрепляет карточку на модели дерева. Затем выбирает предметные модели с изображением почек и цветов каштана и размещает их на дереве. Примечание: Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей (от 2-3). Игра: «Небылица» Задачи: Развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Материал: В данной игре используется макет дерева. Предметные модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки, птицы перелетные и зимующие), предметные карточки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, еж). Ход игры: Педагог на макете дерева располагает предметные модели и карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно. Например: Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве зеленые листочки и снежинки. У основания дерева располагает диких животных: лису, серого зайца, медведя и ежа. Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно. Примечание: Игра проводиться с подгруппой или индивидуально. Игра: «Что где находится?» Задачи: Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве. Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Материалы: Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между). Примечание: Игра проводиться с подгруппой или индивидуально. Игра «Когда это бывает?» Задачи: Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен года; расширение знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Материал: В данной игре используется макет дерева. Предметные картинки с признаками времен года. Карточки с сезонной одеждой и детьми одетыми в одежду для разного времени года. Ход игры: Педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева. Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей выбранным картинкам. Примечание: Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.
|