Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система работы по экологическому воспитанию и развитию в МБДОУ «Детский сад № 16»
Занятия по Экологии
Автор: Степашкина Ольга Викторовна   
07.07.2017 20:21

Система работы по экологическому воспитанию и развитию в МБДОУ «Детский сад № 16»Система работы по экологическому воспитанию и развитию в МБДОУ «Детский сад № 16»

Степашкина Ольга Викторовна Старший воспитатель МБДОУ д/с № 16 Г. Арзамас

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается и развивается.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей.

Работа в ДОУ организована в соответствии со следующими принципами:

  • системности: работа организуется в системе, последовательности;
  • научности: вся информация, преподносимая детям, должна иметь научное обоснование;
  • соответствие возрастным особенностям;
  • интеграции: экологическое воспитание должно быть взаимосвязано с другими видами детской деятельности;
  • единство работы с семьей: воспитание экологической культуры должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей.

Скачать конспект

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

  • работа с детьми
  • работа с педагогами
  • работа с родителями
  • работа с социумом.

В ДОУ создана целостная система, направленная на решение следующих задач и целей.

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В групповых комнатах размещены уголки природы с различными играми, пособиями, макетами,

дидактическим материалом, познавательной литературой, «огороды на подоконнике»,

экологические мини-лаборатории. Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. В каждой группе имеются комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). Во всех группах оборудованы календари природы в соответствии с возрастом детей.

Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с воспитателем высаживают рассаду овощных и цветочных культур. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени.

На территории детского сада развешены кормушки,

которые круглый год привлекают пернатых и позволяют вести длительное наблюдение с детьми за птицами. В любое время года птицы могут воспользоваться скворечниками,

установленными на деревьях.

Не оставляет без внимания детей и цветник,

оформленный перед фасадом детского сада с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений. Расцветка цветов, красота не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике воспитатели приобщают детей к познавательной и практической деятельности.

На участке детского сада есть огород, где дети с педагогами высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы.

На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв.

Значительную роль в экологическом воспитании детей в нашей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.

Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: во время НОД по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей; во время тематической НОД по изодеятельности дети слушают "звуки природы", и работы у них получаются намного лучше. Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки.

Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, в парковой зоне, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания и развития детей.

Природоохранные акции: «Берегите природу», «Покормите птиц зимой»,

«Цветочная фантазия» и др., проводимые в ДОУ являются пропагандой экологической грамотности, повышением уровня экологических знаний.

Воспитанники детского сада — активные участники экологических конкурсов и акций, КВН, неоднократно награждались дипломами и почетными грамотами.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.

Традиционно родители вместе с детьми сажают деревья на территории ДОУ и в близлежайшей парковой зоне. У каждого находится дело: отмерить расстояние, чтобы деревьям не было тесно, выкопать ямки, придерживать растения вовремя посадки, носить воду и поливать. у каждого удивительное светлое, красивое, счастливое лицо. Все делают хорошее дело одной большой, дружной семьёй. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию и теперь в ДОУ систематически организуются конкурсы:

«Удивительное рядом», «Яркие краски осени», «Очарованье осени», «Рекорды природы», «Природа и фантазия» и др. Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.). Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках, на родительских собраниях делятся опытом, как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому. На протяжении многих лет не остаются равнодушными к творческим поискам педагогов. Основной целью в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию и развитию дошкольников, мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали посещения библиотеки, парка имени А.П. Гайдара, ЦТЮ, где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов. Детская библиотека помогает оформлять в ДОУ выставки книг, журналов по временам года, организуют конкурсы чтецов на тему «Мы любим природу», «Наша Малая Родина». А совместно с МБОУ СШ № 16 мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные экологические листовки и развешивать их. Также воспитанники ДОУ являются частыми гостями Станции юных натуралистов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год