Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе зимой" (ОО "Познание") |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Бирева Татьяна Юрьевна | |||
16.04.2017 19:09 | |||
Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе зимой" (ОО "Познание") Задачи: Расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, снег в тёплом помещении тает, сформировать представление детей о состоянии трав и деревьев зимой, об их приспособленности к изменению условий зимой, рассмотреть шишку ели и уточнить её особенности, формировать знания о явлениях природы, делать анализ и выводы по изучаемым объектам, развивать наблюдательность, мыслительную активность, вызвать радость от открытий, полученных в ходе экспериментов, наблюдений, проявлять заботу и бережное отношение к деревьям и кустарникам зимой. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественное — эстетиче-ское развитие. Материалы и оборудование: ИКТ, ведро, морковка, ёмкости с водой, 12 листа бумаги по количеству детей, тряпочки, шишки по количеству детей, ло-патки, две банки с водой, поднос. Методические приёмы: сюрпризный момент, игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Словарная работа: снеговик, комочки, чешуйки, замёрзшая (вода). Ход НОД. - Ребята, отгадайте загадку. Какое это время года? (Зима) - Сегодня, я хочу пригласить вас в гости к зиме. - А какая зима? (снежная, холодная, ледяная, морозная, трескучая) - Сейчас я предлагаю вам одеться потеплее и отправиться в гости к зиме (звучит сигнал и на экране появляется электронное сообщение, дети смотрят на экран). Текст сообщения - Здравствуйте, ребята! Это я — Снеговик Почтовик. Я иду к вам в гости, несу письмо. Уже у ваших дверей. Встречайте! - Ребята, как вы думаете, почему почтальона зовут Снеговик. (потому что он сделан из снега) - Да, его слепили из снега. Из какого снега можно слепить снеговика? (белого, мокрого, липкого) - Из каких геометрических фигур состоит снеговик? (из шара: большого, среднего и маленького) - Наверное, наш снеговик уже пришёл. Пойду посмотрю, а вы ждите. (воспитатель уходит за дверь и приносит ведро с водой морковкой, кон-верт) - Ой, смотрите, что я нашла за дверью. (показывает) -Здесь ведро, вода, морковка, а где же снеговик? — Что с ним могло случиться? (не доехал, растаял) — высокий уровень — Во что превратился наш Снеговик? (в воду) — низкий уровень - Мы уже знаем с вами, что снеговика лепят из снега. - Из какого снега можно лепить снеговика — мокрого или сухого? - Проверим. Возьмите и сомните сухой листок (дети подходят к столу и берут лист бумаги, пробуют) - Видите, круглый комок из сухого листа не получился. - Я предлагаю опустить его в воду и скатать ком из мокрого листа (дети опускают ком в воду, катают комочек) - Видите, из мокрой бумаги комок получился. Соберём все мокрые комочки в ведро. (дети складывают) - А что происходит с водой, когда очень холодно? (она замерзает, превращается в лёд) - Я попрошу отнести наши комочки на улицу, чтобы они снова превратились в снеговика. (затем воспитатель предлагает детям одеться и выйти на улицу) Дети выходят на улицу и видят на ветке конверт. Воспитатель открывает конверт, а в нем маршрутная карта. Показывает её детям. - Дети, что вы видите на этой карте? (ель, сугроб, кустарник и "?".) - Как вы думаете, что означает знак "?" (дети высказывают свои предположения) Я думаю, что это место, где находится наш снеговик. Пойдёмте его искать. По дороге рассмотрим объекты, которые на карте. 1. Объект — ель (под елью лежат шишки) Наблюдение" Что находится в шишках ели?" - Что это? (шишки) Воспитатель показывает две разные по величине шишки. - Ребята, посмотрите на эти шишки. Какие они по величине: одинаковые или разные? (Разные: одна большая, другая маленькая) - Какого цвета шишка? (Коричневого) - Посмотрите на шишку, потрогайте, она гладкая или шершавая? (Немного шершавая). - Её чешуйки, домики для семян. - Чешуйки прилегают плотно друг к другу, в холоде они находятся в за-крытом состоянии. - Ну, а теперь наша дорога привела нас к следующему объекту. 2. Объект — кустарник акации. Наблюдение "Почему зимой деревья спят?" - Что это? (кустарник) - Как называется кустарник? (акация) - Чем кустарник отличается от дерева? (у него нет главного ствола, от корня отходят много стволов) - А что общего? (зимой у них нет листьев, они спят, перестают питаться и расти) — Ветки кустарника зимой очень хрупкие и ломать их нельзя. - Пусть кустарник спит, не будем его будить и отправимся дальше искать нашего снеговика. Игра "Снежинка, льдинка, сугроб" (дети бегают по кругу, по сигналу останавливаются и выполняют задание "снежинка" — кружатся на месте, расставив руки в стороны; "льдинка"- замирают; "сугроб"- наклоняются) 3. Объект — сугроб. Опыт "Защитные свойства снега" - Ребята, посмотрите перед нами сугроб. - На сугробе стоит баночка. Посмотрите, что в ней? (лёд). - А что такое лёд? (это замерзшая вода) - В сугроб воткнут указатель. Его стрелка показывает вниз. Что это означает? (нужно раскопать снег) (воспитатель раскапывает и обнаруживает банку с водой) - Что в банке? (вода) - Почему она не замёрзла? (потому что она находилась глубоко) - Какой можно сделать вывод? (чем глубже, тем теплее) -Раскопаем снег лопаткой. Что мы видим? (траву) — Оказывается, снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, согревают растения зи-мой. -Значит корням растений, почве тепло и они не замёрзнут. Снег защищает корни растений от замерзания - Ой, смотрите, а вот и наш снеговик. - Посмотрите на снеговика. Какими стали комочки? (ледяными, твёрдыми) - Что посоветуем нашему снеговику? (чтобы он жил всегда на улице и не заходил в тепло) - Вот мы с вами и побывали в гостях у зимы. - О чём нам рассказала зима? (что чешуйки шишки — это домики для се-мян, о кустарнике, который спит зимой, не ест, не растёт, о том, чем больше снега, тем теплее растениям) - Спасибо зиме (дети уходят в группу).
|