Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
Занятия по Экологии
Автор: Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна   
29.01.2016 00:35

Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Экология в наше время находится на грани катастрофы, и с каждым днём проблемы экологии становятся острее. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

 

Экологическое образование населения один из путей решения проблемы. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Решать эту проблему нужно с раннего возраста детей, прививая основы экологической культуры, научив элементарным экологическим знаниям и навыкам.

Одним из ведущих методов экологического воспитания является – наблюдение. Этот метод работы с детьми в экологическом воспитании хорошо и подробно раскрыт в программе Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа», С.Н. Николаевой «Юный эколог» и «Зелёная тропинка».

Ознакомление детей с природой через наблюдения более доступно пониманию детей дошкольного возраста, так как многие признаки живой природы внешне представлены, наглядны, а значит, доступны наблюдению. Ребёнок делает много открытий, наблюдая за природой, неповторимо каждое живое существо, увиденное ребёнком. Дети общаются с природой в любое время года, благодаря этому у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений. Многие связи и от!

ношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.

На основе наблюдений в природе, представлений о взаимосвязях и специфике живого объекта у детей могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе. А именно интерес к её познанию, сочувствие к живому и готовность создать условия, в которых оно существует, умение видеть красоту природы в разных её проявлениях (растения, животные, пейзажи) и желание сохранить её. Экологическое воспитание строится на понимании детьми зависимостей существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу, которые можно познать через наблюдения. Нельзя отрицать того, что наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, а также оказывает хорошее положительное влияние на развитие творческих способностей. У детей развивается любознательность познавательный интерес, стремление наблюдать. Ещё К.Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнени!

и с теми, кто такой школы не прошёл».

Существует комплекс взаимосвязанных задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, который включает:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год