Экологический проект "Волшебница вода" |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Мацкевич Светлана Гавриловна | |||
20.10.2015 21:26 | |||
Экологический проект "Волшебница вода" Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботится о ней, охранять и приумножать ее богатства. Хочется вспомнить слова Виссариона Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. Любовь к природе у детей надо воспитывать, вовлекая ребенка в различные виды деятельности.
«Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить вкусом, доступное осязанию – путем осязания» — говорил А. Каменский. Вода — первый и любимый всеми детьми объект для знакомства и наблюдения. С водой дети соприкасаются с первых лет жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей группе «Росток» был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста. Тип проекта: информационно-творческий Проблема: Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о воде и о ее значимости. Участники проекта: дети второй младшей группы «Росток», родители, воспитатель Мацкевич С.Г. Длительность проекта: краткосрочный Цель проекта: Развивать у детей представления о природном объекте – воде и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи проекта:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
3. Подготовка оборудования для опытов с водой. 4. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла. 5. Подготовить информацию для родителей по темам:
6. Проведение открытого развлечения. 7. Создание презентации «Волшебница вода». ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с природой. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания. С детьми мы играли в подвижные игры «Ручеек», «Капельки и тучка», «Ходят капельки по кругу»; в дидактические игры «Купание куклы», «Собиратели морских сокровищ», «Вылови рыбку», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов), «Удержи воду», «Художник» и т.д. В ходе проекта ознакомились с литературными произведениями о воде А.Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Разучили с детьми новые потешки и использовали их при проведении культурно-гигиенических навыков. Также я использовала метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты. Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. При проведении художественной деятельности была создана коллективная работа «Дождик» и «Тучки по небу плывут…» Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому мною был разработан план сотрудничества с родителями. Для них на стенде была оформлена рубрика на тему «Почему воду нужно беречь?» и консультация «Эксперименты с водой». Также было дано домашнее задание «Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода» и сделать со своими детьми книжки-малышки: «Загадки о воде», «Потешки при умывании», «Игры с водой». В конце проекта было проведено открытое мероприятие «Помогаем зайке» в ходе которого дети закрепили полученные знания о воде и для чего она нужна. Итог: проект «Волшебница вода» был направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека. И я считаю, что проделанная работа достигла своей цели: дети понимают значимость воды (например: напоминают мне полить цветы, ведь без воды цветы завянут), научились беречь ее (закрывают краники после мытья рук). Также у них развился интерес к исследовательской деятельности. Родители стали понимать необходимость формирования экологической культуры и стали более активными участниками в жизни группы.
|