НОД по экологическому воспитанию на тему: «Путешествие в страну насекомых. Кавказский заповедник». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ивашута Ольга Владимировна | |||
14.10.2015 23:25 | |||
НОД по экологическому воспитанию на тему: «Путешествие в страну насекомых. Кавказский заповедник». Цель: дать возможность детям при помощи взрослого узнать о насекомых: особенностях их строения, среды обитания. Задачи:
Оснащение: картинки с изображением насекомых, пазлы с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы, мультимедийная презентация.
Ход НОД: I. Введение в ситуацию. - Ребята какие вы все красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и встаньте в круг, опустите руки. - Скажите какое время года за окном? - Да, всё вокруг радуется, цветёт, давайте с вами потянемся к солнышку, вдохнём весенний аромат воздуха вместе с весёлым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. (2-3 раза) - Вот теперь мы стали бодрыми, энергичными? Так и в природе всё просыпается и оживает. II. Актуализация знаний: Сейчас я вам загадаю загадки, о самых маленьких существах на Земле. А если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами. (Презентация) Загадки: Первая загадка. - Спал цветок и вдруг проснулся- Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка) Вторая загадка. На цветок она садится, Не устав с утра трудиться. Людям воск и мёд дала, Беспокойная … (Пчела) Следующая загадка.
Листья ест, деревья точит, Слышен нам жужжащий звук - То летит обедать … (Жук) И последняя.
И над нами он кружит Берегись и млад и стар: Кровь у всех сосёт … (комар) - Бабочка, комар, жук, пчела – как назовём общим словом? - Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране насекомых. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. (Слайды) Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна. Насекомые очень маленькие и беззащитные, а их окраска помогает им спрятаться от врагов. III. Открытие новых знаний: Насекомые Кавказского Заповедника. (Слайды) Разнообразен мир насекомых, которые могут встретится вам на Кавказе. Бабочки из которых самыми красивыми можно считать траурницу, адмирала, парусника и крапивницу порхают с цветка на цветок. Ближе к вечеру появляются бражники. Они, как колибри, зависают над цветком и через длинный хоботок пьют закатный нектар. Часто на голых ветках можно разглядеть замершего богомола. Он может быть сантиметров 10 длиной. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждет, когда мимо пролетит неосторожная муха, и тогда молниеносно хватает ее и тут же ест. Д/и «Кто спрятался» (Слайды) - А сейчас я вам, предлагаю отыскать насекомых вот на этой поляне. - Кого из насекомых вам удалось увидеть? - В природе насекомых очень трудно увидеть, я предлагаю вам увеличить муравья и кузнечика, чтобы лучше рассмотреть каждого из них, хотите? Д/и «Собери целое из частей» - В моей волшебной коробочке собраны части целой картинки. Возьмите каждый по детали, те у кого деталь красного цвета, подойдёт к этому столу, те у кого деталь синего цвета, подойдёт к этому столу. Соедините детали между собой на столе. - Дети, подойдём к этому столу. Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей -А теперь пойдём к другому столу. - А здесь кто? - В отличии от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых, кроме паука, у кузнечика 6 ног. Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши? - Нет, представьте себе – на ногах. - Вот какое удивительное насекомое, кузнечик. - Не менее удивительное насекомое – паук. В отличии от других насекомых, у паука 8 ног. Давайте возьмёмся за руки и сделаем большого паука. Физ. Минутка «Паучок» У тропинки под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины Намотал на кулачок: Если муха прилетит, Паутина задрожит, И охотник из засады За добычей побежит. Д/и «Кто под цветком?» - Насекомых можно найти повсюду: в траве, на цветах, в расщелинах, под листьями. Я сейчас возьму палочку, сделаю шаг назад, обеими руками накручу ленту на неё и увижу, кто там спрятался (Слайды) - У меня паук, возьмите палочку, отойдите на шаг назад, посмотрите кто же спрятался под цветами. - Кто у тебя? (ответы детей) - Ребята посадите их на эти цветы вместе с листочками, а мы с вами сядем на другие и послушаем сказку. Рассказывание сказки Сказка о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко: - Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками. Первыми явились бабочки и сказали: - Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки. - Хорошо, — ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам. - Вот такая сказка. Вам понравилась сказка? - И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет зеркальное отражение – правое крылышко такое же как левое,. Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы. (работа с лабораторией «Насекомые») - А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? - Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…? IV. Введение нового знания в систему знаний: Эксперимент - У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в бабочек, надевайте. - У меня тоже 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. - У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. - Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички. - Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка? - Почему именно к синей рукавичке прилипла манка? - Вот для чего насекомые покрыты ворсинками. -В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает. V. Итог. - Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? - А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания. -Молодцы, спасибо вам большое!
|