Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Тесленко Елена Николаевна | |||
02.09.2015 18:34 | |||
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса». ЦЕЛЬ: формирование у детей понятие о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Задачи:
Словарная работа:
Методы и приемы:
Материал. Демонстрационный: пейзаж леса, загадки о лесе, о растениях и животных леса, природный материал, глобус, фотография космонавтов на Луне. Раздаточный: картинки с изображениями животных, растений. ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель: -Ребята, мы получили письмо. А в конверте лежит фотография. Что здесь изображено? Дети: Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне и отвечают: «космонавты». Воспитатель: -Правильно, здесь изображены космонавты на Луне. А почему космонавты находятся в космосе и на Луне только в специальных скафандрах? Зачем они нужны? Дети: -На луне и в космосе нет воздуха, нет кислорода, поэтому нужны скафандры, чтобы дышать. Воспитатель: -А почему в космосе нет кислорода, кто знает? Дети отвечают: «Там нет растений». Воспитатель: Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения. Если же посмотреть на модель нашей планеты Земля – глобус, то мы увидим, что большая часть суши зелёного цвета. Что на глобусе это обозначает? Дети: -Зелёным цветом на глобусе обозначены леса Воспитатель: -А леса ещё называют лёгкими Земли. Леса, как вы уже знаете, бывают лиственными, хвойными и смешанными. Почему их так называют? Дети: Лиственный лес –из лиственных деревьев, хвойный – из хвойных, а в смешанном лесу растут и лиственные, и хвойные деревья. Воспитатель: -О лесах много написано разных рассказов, повестей, сказок, стихов, загадок. Ребята, помните, мы с вами говорили, что приходя в лес, парк, на луг, в поле, обязательно нужно здороваться с природой. Послушайте, как поздоровался с лесом поэт С. Погореловский: Ребенок: Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ребенок: -А другой поэт написал такие сточки: Разыгрался ветер на лесной поляне, Облетели листья с клёна, клён от холода дрожит. На дорожке у балкона золотой ковёр лежит. (Выставляются предметные картинки с изображением разных деревьев и называются). Воспитатель: -Все деревья, как и все растения, делятся на светолюбивые и теневыносливые. Светолюбивые – это сосна, берёза, дуб, клён, они занимают верхний ярус леса, а к теневыносливым относятся орешник и различные кустарники. А почему так, как вы думаете? Дети: -Одним растениям для жизни необходимо больше света, а другим меньше. Воспитатель: - Да, вы правы. А у птиц и зверьков в лесу есть свои этажи и ребята нас с ними сейчас познакомят. Дети: - Мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше – на кустарниках. -Дупляные птицы – дятлы, синички, совы, — ещё повыше, на разной высоте по стволу дерева, и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы. - А в самом низу, в опавшей листве и в верхнем слое почвы живёт много насекомых и их личинок, которые перерабатывают остатки погибших растений и животных в минеральные вещества. Ими питаются все растения. -Также внизу растут грибы. Многие грибы поселяются на гнилых или больных деревьях, иногда на корнях. Они питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями. Воспитатель: -Вот так богат и разнообразен лес. Вы уже немного устали, давайте немного разомнёмся. Сейчас у нас физкультминутка: Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – Как они сядут, покажем: крылья сложили назад. -Перед вами лежат картинки животных и растений. Вы берите, пожалуйста, среди них те, которые живут и растут в лесу. (Дети выбирают картинки животных и растений леса.) Молодцы. А теперь давайте составим схему питания, которая может быть в лесу. Семена→мышка→лиса (выстраивается модель из карточек) А теперь схему питания составьте вы. Дети составляют аналогичную схему питания: (трава→заяц→волк) -А вот другая: древесина→жук короед→дятел→орёл - Кто составит ещё? Дети составляют схему питания: лист→гусеница→синичка Воспитатель: -Ребята, вы хотите поиграть? Давайте с вами поиграем в игру «Назови дерево». (дидактическая игра). Послушайте внимательно правила игры. Я даю кому-то из вас шишку, и он называет любое дерево. Потом передаёт шишку другому – этот ребёнок называет своё дерево. Повторяться в названиях нельзя. (Проводится игра). Дерево к дереву – получится лес. Упала шишка с ели, промчался ветерок, Ребята, к нам сорока – белобока Интересные загадки Давайте отгадаем их. ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ ЗАГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ: 1. Ждёт нас в гости друг зелёный Ждут берёзки, липки, клёны, Травы, птицы и цветы небывалой красоты. Сосны, ели до небес, друг зелёный, это… (лес) 2. Богатырь стоит богат. Машеньку – орешком, (лес) Воспитатель: -Правильно, лес много гостинцев припас. 3. Что же это за девица: (ель) 4. Есть у родственницы ёлки (лиственница) 5. Что за дерево стоит – (осина) 6. Клейкие почки, (Береза) 7. Стоит лепёшка на одной ножке, (гриб) 8. Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей: Не мышь, не птица, (белка) 9. Хитрая плутовка, рыжая головка, А зовут её … (лиса) 10. Горбоносый, длинноногий, Коль такого встретить довелось, Знайте, это… (лось) 11. Он, как ёлка, весь в иголках, Он в лесу живёт, но вхож (еж) 12. Кто в лесу глухом живёт (медведь) 13. Возле дуба острым рылом Не спугнул и мой Полкан, (кабан) 14. Что за зверь лесной (заяц) 15. Зимой на ветках яблоки, (снегири) Воспитатель: -Молодцы, хорошо загадки отгадываете. Ребята, а знаете: Дерево, трава, цветок и птица А что же нужно делать, чтобы такого не случилось? Давайте с вами вспомним правила поведения на природе. Дети: -Не ломать ветки, не топтать цветы, травы, не разорять птичьих гнёзд, не разорять муравейники. -Нужно ходить по тропинкам, не кричать, не включать громкую музыку, не разрушать грибницы, не ловить мальков лягушек. Воспитатель: Правильно, нужно беречь и охранять природу, и тогда природа будет угощать нас своими дарами – ягодами, грибами, орехами, будет дарить нам тепло и уют.
|