Сценарий педагогического совета на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Никифорова Ольга Алексеевна | |||
12.08.2015 20:59 | |||
Сценарий педагогического совета на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» Составила: Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан. План педсовета: 1. Экологический тренинг для педагогов. 1. 1. Представление названия команды. 1. 2. Разминка.
1. 3. Блиц – конкурс 1. 4. Выступление на тему: «Создание экологической развивающей среды в группе» сообщение из опыта работы. Семёнова Т.М. 1. 5. Кроссворд «Береги природу» 1. 6. Творческий конкурс
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности. Задачи:
Предварительная работа:
-подготовить подходящую музыку. Оборудование:
-листочки с кроссвордом. Место проведения: музыкальный зал. Для проведения игры-викторины формируются 2 команды из 6 человек. Воспитатели выбирают название своей команды. Командам выдаются эмблемы с названием команды. Ход работы: Ведущий: Всем! Всем! Всем! Начинаем нашу викторину! Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Сегодня состоится экологический брифинг. Мы с вами присутствуем на викторине «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру. Каждый подходит, берет эмблему команды лежащей вверх ногами, подходит к столу в этой эмблемой, делятся на 2 команды. Ведущий: А чтобы конкурсы начать, Надо нам жюри созвать. Клятву с них мы не берем, Справедливости лишь ждем! Судить наше соревнование будет представительное жюри в составе заведующей Бабушкиной Л.М., музыкального руководителя Мичуриной О.Н. Итак, у нас образовались 2 команды. 1 команда – это команда «Кактусята», и 2 команда – команда «Фиалки». А сейчас пришло время приветствия. Слово предоставляется команде «кактусята». Наш девиз: С вами мы сразимся и так просто не сдадимся! Слово предоставляется команде «Фиалки». А мы команде «кактусята» шлем пламенный привет И от души желаем знать правильный ответ! Мы соревнование начинаем, состязанье открываем. 1 тур – Разминка. Я задам сейчас вопросы… Отвечать на них не просто. Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик. Итак, начинаем.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача – формирование у детей любви к природе. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.
Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т. п.
Уголок природы в группе; участок детского сада.
Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.
Деревья, кустарники, цветники, огород.
Наглядные, практические, словесные.
Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Игра; элементарные опыты; моделирование.
Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.
Наблюдение.
Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте. 1. 3. Выступление на тему: «Создание экологической развивающей среды в группе» сообщение из опыта работы. Семёнова Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ№11 г. Салавата. «От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи». В.А. Сухомлинский. Девиз моей педагогической деятельности: Природа – кладезь красоты, любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, заряжается энергией добра. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Экологическая развивающая среда группы и уголок экспериментирования предназначены для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, проведения опытов и экспериментов; в группе имеются: календари природы, дидактические и развивающие игры, природный материал, иллюстрации с животными и птицами, растительным миром и т.д. предназначенных для проведения занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Так же в группе проводя работу по экологическому воспитанию необходимо иметь коллекции, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы — сказочные персонажи и технический комплекс. В группе можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания. Оборудование и материалы уголка экспериментирования Примеры коллекций 1. Коллекции «Летающих семян» Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром. 2. Коллекция других семян и плодов Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети. 3. Коллекция соцветий Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом. Оформление растительных коллекций Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья. 4. Коллекция камней В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней. Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича). 5. Коллекции песка, глины, почвы Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно. В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом. Содержание уголков экспериментальной деятельности. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы, лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой, песок, глина, семена, камни. Уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности, условно можно разбить по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина». В группе необходимо иметь «Прозрачный горшок» — стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду. Но так как в группе недостаточно места чтобы расположить все экспонаты, мы предлагаем их выставлять по месяцам. Таким образом, создавая Уголки экспериментирования необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в Уголке экспериментирования, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Отразить свои впечатления дети могут и в ИЗО деятельности. Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и глубоко познают ее. Дети могут изобразить наблюдаемый объект или саму примету. Хорошо создать журнал «Живой барометр», где бы хранились эти рисунки. Постоянные наблюдения и уход за растениями (в летний период) у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними. Педагоги должны помнить, что при осознанно правильном отношении к окружающей действительности «Красота природы будет вечной, только не жалейте для нее своей любви». Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа останавливает глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому его нужно знакомить с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно везти детей за город, а можно и в саду, на участке, огороде, цветниках знакомить их с природой. Старший воспитатель: Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. 1. 4.Предлагаю вам небольшой блиц — конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы? 1. 5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд Команды разгадывают кроссворд, ключевое слово получается — БЕРЕГИ ПРИРОДУ.
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе. А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (лебедь) Лебедь — это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды. Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание). Жюри подводит итоги, награждение. Решение педагогического совета:
За быстроту и правильные ответы за конкурс -5 баллов. Литература для подготовки консультации:
|