Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ладошина Яна Николаевна | |||
05.08.2015 23:36 | |||
Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой Порой говорят, для того, чтобы наблюдать жизнь животных и растений, нужно непременно бывать за городом. Конечно, в поле и в лесу намного больше интересного, но деревья, которые заглядывают в окна, нахохлившиеся воробьи – всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни, пробудим интерес к огромному миру природы, научим общаться с природой, то в будущем это позволит воспитать экологически развитую личность. Экологическое воспитание дошкольников в нашем ДОУ осуществляется через весь педагогический процесс: на занятиях, прогулках, трудовой и совместной деятельности, работу с родителями. Для того чтобы полнее, глубже наблюдать природу с детьми, в детском саду созданы специальные условия: лесная зона – в которой растут характерные деревья, травы, цветы. Оформлены клумбы. Проводятся конкурсы «Лучший участок как уголок природы». С детьми старшей группы провели презентацию участка, дети читали стихи, пели песни, загадывали загадки, рассказывали о растениях.
На территории детского сада есть огород с теплицей, фитоогород «Зеленая аптека», где дети знакомятся с лекарственными растениями, их характерными особенностями, целебными свойствами. Огород – это место где дети обучались трудовым действиям и заготавливали корма для обитателей уголка природы. У детей формируем привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения задания, дружно работать, помогая товарищу, добиваться качественного выполнения дела. При этом стараемся расширить круг представлений детей об уходе за растениями и животными, учим устанавливать связь между правильным уходом за обитателями уголка природы и их развитием. Одним из условий эффективности данной работы является правильная организация труда. Проводим занятия в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни. Работая вместе с детьми, ставим им конкретную задачу, намечаем, какой они получат результат, по мере надобности показываем нужные приемы, сообщаем знания, но делаем это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, постепенно объясняем детям и значение ухода для роста растений. В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место занимает совместный труд детей и взрослых. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке). Есть в ДОУ и «Зимний сад» где собраны тропические и субтропические растения, около 70 видов. Дети имеют возможность наблюдать за растениями, рыбками, птицами, животными. Посещение Зимнего сада вызывает у детей эмоциональный отклик: восхищение, удивление, желание прийти ещё и ещё раз. Формируя начала экологической культуры детей при общении с природой, постарались создать экологическую зону в группе из растений, которые обладают фитонцидными свойствами, что немаловажно для здоровья детей. Также в экологической зоне расположили аквариум и материалы для опытно-экспериментальной работы. Создали календарь для наблюдений за погодой, несколько мест для трудовой деятельности. Именно общение с природой позволяет развить у детей положительное отношение к растениям и живым объектам. Уголок природы играет важную роль, так как его обитатели находятся рядом с детьми. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным образом, через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и на занятиях На прогулках совместно с детьми проводятся наблюдения за сезонными изменениями в природе, дети учатся различать живую и неживую природу. Опыты и экспериментальная поисковая деятельность побуждают детей мыслить, делать умозаключения, выводы. Используя опыты, дети узнают, почему изменяются условия среды в разные сезоны года: почему цветы вянут, снег тает, вода превращается в лёд, распускаются листья и т. д. На занятиях дети осваивают не только не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной активности. Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. Занятия по природному миру проводятся в игровой форме, к детям обязательно приходят сказочные герои: Старичок Лесовичок, Капелька; дети попадают в страну «Насекоманию» или в Берендеево царство. Широко используются в работе занятия по развитию речи, на которых составляются описательные рассказы о животных, о природе в разные времена года; проводятся этические беседы. На занятиях по художественно-творческой деятельности дети любуются картинами и репродукциями Шишкина, Саврасова, Левитана, рисуют природу и животных сами. Ежедневно на прогулках с детьми используется художественное слово, оно помогает наиболее точно отразить впечатления от встречи с природой. В группе сделана подборка художественного слова – это стихи, загадки, пословицы о природе и явлениях природы, произведений художественной литературы, кроссвордов на экологическую тему. Формирование начал экологической культуры проходит через театрально-игровую деятельность, дидактические игры, содержание которых строится на основе непосредственного общения с природой. Тесную связь поддерживали и поддерживаем с Зоосадом г. Южно-Сахалинска, совместно проводим тематические дни недели: «День птиц» «Как поздравить землю», проводим праздники и развлечения на экологическую тему. Экологические знания детей формируются через общение детей с природой в процессе экологических бесед, тематикой которых является воспитание бережного отношения к природе, приобщение к труду в природе. Любовь, настоящая забота о природе у детей возникает лишь тогда, когда перед ними ежедневный пример отношения к природе взрослых, но если взрослый, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, то пользы от этого не будет. Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями. Поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира, активно привлекаем родителей – совместно проводим выставки поделок из природного и бросового материала, ярмарки: «Дары природы» «У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?» Привлекаем родителей к озеленению территории, и они приносят семена, рассаду цветов. Большое внимание играет информационный материал для родителей, где они знакомятся со статьями, консультациями. Например: «Растения и здоровье», «Какое место в жизни вашей семьи занимает природа?». Проводим родительские собрания на тему: «Воздух в вашей квартире», «Путешествие в лес всей семьей» и др. Используем и такую форму работы как анкетирование «Насколько ваше поведение экологично?». Оформляем фотовыставки, где отражаем работу по экологическому воспитанию детей. Можно отметить, что дети при непосредственном общении с природой в процессе проведения систематических и эффективных мероприятий, учатся бережнее относиться ко всему живому, осознают, для чего нужна человеку природа и зачем ее надо охранять, получают экологические знания, доступные данному возрасту детей, учатся экологически мыслить.
|