Занятия по Экологии | |||
Автор: Корчевная Юлия Вячеславовна | |||
18.06.2015 12:16 | |||
Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам. Первая младшая группа. В первой мл. гр., дети, в помещении и на участке наблюдают, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Задача воспитателей привлекать детей к совместным действиям по уходу за объектами природы. Развивать познавательный интерес к природным объектам, формировать положительное отношение и навыки бережного обращения, умение замечать красоту и индивидуальность каждого жизненного существа. Поскольку внимание ребёнка в этот возрастной период не устойчив, желательно привлекать малышей к выполнению разовых элементарных поручений: (вежливо и ласково попросить принести совок, помочь донести поддон для формочек). Поручение должно быть реально важным, т.к. дети в этом возрасте уже чувствуют, когда их деятельность никому не нужна.
Вторая младшая группа. Во второй мл. гр. хозяйственно бытовой труд, так же, как и в первой мл. гр., сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Таким образом, воспитываем желание принимать участие в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учим замечать изменения произошедшие со знакомыми им растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.) Приучаем с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения и т.д., а так же формируем навыки умения обращаться с инвентарём. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является не однократное повторение, сенсорное обследование и практическое действие. Внимание детей всё ещё не устойчиво, поэтому деятельность не должна быть слишком долгой и однообразной. Взрослый знакомит малышей с комнатными растениями, у которых хорошо различимы ствол, листья и их названия. Это бегония, различные виды фикусов, бальзамин, колеус. Педагог привлекает детей к уходу за растениями, показывает, как очистить от пыли листья фикуса, хлорофитума, спатифиллума, объясняет, что растения нас слышат и чувствуют наше отношение к ним, поэтому при уходе, с ними нужно доброжелательно разговаривать. Дети этого возраста с помощью взрослого, способны выращивать зелёный лук из луковиц. Для этой возрастной группы в уголке природы содержатся черепахи, канарейки, рыбки. Наблюдая вместе с малышами за обитателями аквариума, педагог объясняет, какой корм они любят, сколько раз в день их нужно кормить. В следующий раз обязательно даёт возможность, двум — трём детям самим покормить рыбок. Малыши наблюдают за действием педагога, который сажает водные растения, размещает камешки, которые поддерживают растения, частично меняет воду, чистит фильтр и т.д. При знакомстве с обитателями живого уголка, взрослый может рассказать детям отрывки из сказок, зачитать произведения детских писателей. Средняя группа. В ср. гр. хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Основной формой его организации являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех воспитанников к разнообразной трудовой деятельности. Формируем начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца), стремление сделать хорошо. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Углубляем знания о потребностях живых существ. Приучаем детей систематически ухаживать за обитателями уголка природы. В уголке природы к известным детям растениям добавляются герань зональная, хлорофитум, аспарагус. Педагог объясняет, что у разных растений не одинаковая потребность в воде. Учит по цвету земли и на ощупь распознавать влажная или сухая земля. Показывает, как следует поливать, то или иное растение. Можно доверять детям самостоятельный полив, не гласно контролируя выполнение задания. С поздней осени и до конца марта выращивают лук и зелень для птиц (если таковые имеются). С февраля дети могут наблюдать за работой педагога по выращиванию рассады перца, томатов, проращиванию семян, посадке, пикированию. Ближе к концу зимы можно поставить в воду несколько веточек дерева или кустарника и обратить внимание дошкольников на то, как они реагируют на тепло и воду. Весной педагог знакомит детей со способами размножения растений (на примере хлорофитума). Во второй половине года педагог даёт детям не только индивидуальные поручения, но и коллективные. Давая поручения надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание не устойчивое, дать не сложные задания (покормить рыбок). Умеющим доводить начатое до конца, дают более сложные поручения (полить растения, протереть листья, рыхление почвы). Трудовые усилия обязательно оцениваются воспитателем. Старшая группа. Детей старшей группы, педагог учит выполнять различные поручения связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучает выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать растения, рыхлить почву и т.д. Обращает внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво и радуют глаз. Важно приучать ребёнка выслушивать задание, продумывать план работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать начатое дело, не стесняться просить о помощи. В уголке природы появляются новые растения (традесканция, комнатный виноград, сансевьера, кринум, узалебарская фиалка, роциус). Педагог рассказывает детям об условиях жизни растений в природе и уход за ними. Например: в зимний период их рост заметно замедляется, полив проводится реже, растения осматриваются чаще, чтобы вовремя заметить вредителей. Привлекает дошкольников к обработке стволов и листьев мыльным раствором. С конца января начала февраля, детей привлекают к выращиванию из семян, рассады овощей, а с конца марта цветочных культур. Весной педагог знакомит детей ещё с одним способом размножения растений: листовыми пластинками (у фиалок). Рассказывает, как узнать, не требуется ли комнатным растениям пересадка. С начала октября педагог вводит дежурство в уголке природы (по 2-3 человека). На графике, который находится на видном месте в уголке природы, педагог напротив имён ставит оценки за дежурство в виде рисунков. Особо важно отметить, что плохих оценок не бывает, только «хорошо» и «отлично». Подготовительная группа. Труд детей этого возраста носит более самостоятельный характер. В совместном труде могут принимать участие все дети. Дети могут выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растительным уголком природы (поливать растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб и птиц, и т.д.). Осенью педагог привлекает детей к пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. В уголке природы дети теперь дежурят по 2-3 дня, поэтому относятся к работе более ответственно: то, что не доделали вчера, придется закончить завтра. Педагог учит их распределять между собой обязанности. Работу по выращиванию зелёного лука выполняют теперь дежурные. Уголок природы у детей этого возраста теперь не вызывает трудностей. В подготовительной группе в уголке природы появляются новые растения: (циперус, камнеломка, кактусы). В феврале проводится знакомство с луковичными растениями. Продолжается работа по ознакомлению дошкольников с различными способами размножения растений (усами, листовыми пластинками, черенками, корневищем и т.д.) Закрепляются знания детей о разнообразии мира растений. Воспитатель: Корчевная Ю.В. МБДОУ № 57 «Страна детства» М.О. г. Химки 2015г Конспект занятия в 1 младшей группе. Трудовая деятельность в уголке природы «У меня есть огород — витамины круглый год» Цель:
Предварительная работа:
Материал:
Ход занятия: Дети сидят полукругом. Дети, сегодня к нам пришли гости, посмотреть, как вы умеете трудиться в нашем природном уголке… (давайте поздороваемся) Ребятки, но это ещё не все гости, вчера по дороге домой, я встретила лукового мальчика, его зовут Чипполино, мы с ним разговаривали о растениях, о природе, о животных. Я рассказала ему, что у нас в группе есть уголок природы и позвала Чипполино к нам в гости. Стук в дверь. Появляется Чипполино, здоровается. Дальше ведётся диалог Чипполино с детьми. Чипполино: - Я слышал, что у вас в детском саду есть живой уголок и хочу узнать, кто же в нём живет. Расскажите, пожалуйста! Воспитатель направляет ответы детей на вопросы. -Кто у нас живёт в живом уголке? (крольчиха Бася, волнистые попугаи, попугаи неразлучники, рыбки, маленькие птички Амадины, песчанки). -А недавно появился еще один кролик, его зовут? (Вася) -Как мы ухаживаем за нашими животными? (кормим, наблюдаем, как взрослые чистят клетки и т.д.) -А что ещё есть в нашем живом уголке? (растения). -Какие растения? (Фикус, Бегония, Бальзамин, Камнеломка) -Как мы ухаживаем за нашими растениями? (протираем листья, поливаем) Чипполино хвалит детей и предлагает сделать уголок природы в группе. Чипполино: Ребятки, а что стоит в вашем уголке природы? Дети отвечают вместе с воспитателем (ящик для земли, земля, семена, лейка) Чипполино: дети, какие овощи вы знаете? Дети: (с помощью иллюстраций называют: огурец, перец, помидор, баклажан, капуста, морковь). -Скажите, вы загадки отгадывать умеете? (да). В землю спряталась Девица. Это вовсе не игрушка Ни окошек, ни дверей Сидит дед во сто шуб одет, Чипполино: хвалит ребят. Чипполино рассказывает о пользе лука, о его целебных качествах. - Не зря в народе говорят -Ребята, раз лук такой полезный, давайте его посадим в землю и будем выращивать. Воспитатель сажает Чипполино на стульчик, подходит к столу, где приготовлены (ящик для земли, земля, семена, лейка). Насыпает в стаканчики землю и вместе с детьми сажает лук, укроп и петрушку. После посадки Чипполино прощается с детьми и обещает придти в гости, когда вырастит урожай. ФОТО
|