Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сибирский кедр»
Занятия по Экологии
Автор: Кривощекова Елена Вячеславовна   
21.02.2015 12:55

«Сибирский кедр»«Сибирский кедр»

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида школы №10 города Асина Томской области

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение друг с другом и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Речь - великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу и в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а порой и агрессивными. Но если речь – это дар природы, значит, и помощи в ее коррекции мы можем попросить у природы.

Скачать конспект

Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания и развития детей. Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, воли и чувств»; К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.

Поэтому в школе ребенок отклонениями в развитии получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры. Мы, взрослые, должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним.

Мой практический опыт показывает, что при общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Дети с отклонениями в развитии не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни с взрослыми, ни со сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. В результате этого общения у детей с отклонениями в развитии развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, обогащается словарный запас, развивается зрительная память, формируются трудовые умения и навыки. У них появляются друзья - сначала в мире природы, а затем уже и среди сверстников.

Первым и чрезвычайно важным условием реализации системы экологического образования детей с отклонениями в развитии я поставила эколого-развивающую среду. Это, прежде всего, уголок живой природы, правильная организация и оборудование. которого позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематического наблюдения за объектами живой и неживой природы, экспериментированию с природными материалами.

Особая роль в экологическом воспитании детей с отклонениями в развитии отвожу на прогулке Экологической тропе. Экологическая тропинка имеет отдельные экологические остановки, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку: «Березки», «Альпийская горка», «Лекарственные травы», «Водоем», «Берегите птиц!». Альпийская горка – одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Даже на небольшом участке создали миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые радуют своим цветением с ранней весны до поздней осени. Предпочтение отдаем вечнозеленым растениям, которые украшают горку в любое время года. Все растения красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми.

Во время прогулок и экскурсий по Экологической тропинке нас сопровождает сказочный герой Лесовичок. Дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Они учатся рассказывать о своих впечатлениях, делают зарисовки.

Считаю, важное средство образовательной работы с детьми с отклонениями в развитии является и систематическое обучение на занятиях. Такие занятия оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Экологические занятия в школе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное значение, не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. На протяжении учебного года проводим с детьми ежедневный уход за обитателями уголка живой природы. Дети учатся видеть, какие условия необходимы обитателям уголка, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения проводятся в разные режимные моменты. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.

Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Походы, экскурсии, целевые прогулки дают ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц. Вместе с детьми изучаем природу родного края непосредственно, на примере реальных природных объектов в их естественных условиях существования.

Думаю, что социально значимыми мероприятиями в экологическом воспитании являются природоохранительные акции. Провели: «Берегите птиц», «Зеленая елочка - живая иголочка», «Украсим дом цветами, «День Земли».

Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с отклонениями в развитии является осознание того, что человек – это часть окружающего мира, все люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы не только сохранить природу, но и приумножить ее.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в школе, но и от реальной жизненной обстановки. Важно при работе с младшими школьниками не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям.

Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.

К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому я стремлюсь во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить детям красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило мой выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии - воспитание экологической культуры.

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

 

Характеристика на детей 1 класса МСКОУ школы №10

 

В первом классе начальной школы обучаются 11 человек. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Возраст 7- лет.

В классе 4 гиперактивных ребенка, которые требуют постоянного внимания.

Все дети легко вступают в контакт. Обращенную речь понимают в полном объеме.

Преобладает наглядно – образное мышление. Ведущая деятельность – игровая.

Любимыми предметами являются: математика, физкультура.

Представления об окружающем мире преобладает ниже возрастной нормы.

В классе 3 ребенка – инвалида. На уроке быстро наступает утомляемость у 80 % детей.

Климат в классе благоприятный. Дети проявляют заботу друг о друге. Не боятся проявить себя, задавать вопросы.

Более всего интересуют темы об окружающем мире.

 

Анализ урока

 

Перед школой 21 информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит обучающимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Урок «Сибирский кедр» в большей мере соответствует моему педагогическому креду

Тема представленного урока – «Сибирский кедр»

Цель урока: формирование экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника (на примере знакомства с сибирским кедром)

Программное содержание:

Образовательные:

  • сформировать представление о развитии и росте Сибирского кедра; -сформировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни;
  • способствовать усвоения норм и правил поведения в природе;
  • дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы - залог долгой жизни человека».

Развивающие:

  • развивать экспериментальную сферу и творческое воображение детей;
  • развивать связную диалогическую речь детей и экологическую грамотность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к кедру, природе и к своему здоровью.

Традиционно в своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы урока. С этой целью используются дидактические игры, проблемные ситуации, подводящий диалог. На уроке в качестве дидактической игры был использован сюжетный момент, старичок – Лесовичок прислал посылку из леса.

Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера .

Урок построен на основе создания проблемной ситуации, которая стимулировала самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; работа в группе позволила организовать повторение изученного раннее материала.

В единой логике были построены все этапы урока. Проверка результативности знания темы обучающими была организована в форме вопрос – ответ. Обучающиеся осознано отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей, осуществляя при этом нравственный диалог.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, была организована опытно – экспериментальная работа (счет листиков в одном пучке, посадка семечек – орешек).

Методика данного урока позволила проявить у обучающихся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Обучающиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

При подготовке урока я опиралась на метод исследования – эвристический, в основе которого лежит обучение сотрудничества и поиска. Целью обучения сотрудничества и поиска должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.

Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялось наиболее ярко на этапе посадки семечки – орешки, обретение верного друга, с которым можно делить радости и огорчения.

Рефлексия была организована на уроке с использованием экологических знаков, при помощи которых дети научились беречь и охранять природу родного края.

Организованная на протяжении всего урока работа на улице, около кедра, привела младших школьников к единому выводу о значимости бережного отношения к лесам Сибири, непосредственно к дереву жизни- кедру.

Достижению цели способствовали следующие методы:

  • эвристический;
  • самостоятельная работа обучающихся;
  • использование в качестве наглядности экологические знаки;
  • работа с дидактическим материалом.

Показателем эффективности данного урока, по моему мнению, явилась активная познавательная деятельность обучающихся в течение всего урока.

К недочетам проведенного урока я, наверное, отнесу несколько затянутый по времени этап подведения итогов. Это вызвано проблемой обучения детей с отклонениями в развитии, быстро наступает утомляемость у детей.

 

Программное содержание:

 

Образовательные:

  • сформировать представление о развитии и росте Сибирского кедра;
  • сформировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни;
  • способствовать усвоения норм и правил поведения в природе;
  • дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы - залог долгой жизни человека».

 

Развивающие:

  • развивать экспериментальную сферу и творческое воображение детей;
  • развивать связную диалогическую речь детей и экологическую грамотность.

 

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к кедру, природе и к своему здоровью.

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

хвоя, кедровые, прорастают, росток.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

презентация «Кедр», беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки – схемы по правилам, горшочки с землей, орехи кедровые.

 

Ход занятий

 

– Я очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на необычное занятие. Старичок – Лесовичок прислал нам посылку из леса. Вам хотелось бы посмотреть, что в ней находиться? (ответы детей).

- Как вы думаете, что прислал из своего леса Лесовичок?

(ответы детей).

- В посылке кедровая шишка. Она много знает и сегодня ей хочется пригласить вас на экскурсию и рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? (ответы детей).

– Давайте вспомним правила поведения.

(ответы детей).

- Вы молодцы все правильно вспомнили. Теперь пора отправляться. (Дети вместе с учителем отправляются на участок, где растет кедр)

- Вот мы и пришли. Посмотрите, какое большое, красивое дерево. Давайте подойдем поближе и познакомимся с этим деревом. Кто знает, как оно называется?

(ответы детей).

– Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра. Давайте вспомним, названия кедра, который растет в других краях.

(ответы детей).

- Молодцы, правильно это кедр атласский, кедр ливанский, кедр кипрский. Сегодня мы пришли к кедру, который растет у нас в России, на территории наших Сибирских лесов. Это самое могучее, красивое дерево наших лесов. Оно является символом Сибири.

– Вот оно, это дерево – очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас. Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.

– Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь с взрослыми?

(ответы детей).

– Правильно, здороваетесь!

– Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу и скажет: «Здравствуй, меня зовут…» – и называет свое имя. (Дети подходят к дереву и здороваются).

- Вставайте удобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями, которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.

– Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили?

(Ответы детей).

– Правильно, здоровый, как Сибирский кедр.

– Давайте рассмотрим хвою дерева. Ребята, ХВОЯ- листья большинства хвойных растений. Игловидные или уплощенные неколючие, вечнозеленые. Давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, у кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета.

– Отгадайте загадку. «Зимой и летом одним цветом»

(ответы детей).

– Это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками, то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы все вместе возьметесь за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте возьмемся за руки и увидим, какой могучий у кедра ствол.

Дети берутся за руки и делают круг вокруг дерева.

– Ребята, как вы думаете, кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким?

(ответы детей).

– Из чего вырос Кедр?

(ответы детей).

– Как называется это семечко?

(ответы детей).

– Каждое растение появляется из семени. У кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.

«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».

(ответы детей).

– Когда Кедру исполнится, 30 лет в его жизни произойдет, маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка созрела, нужно время. 15 месяцев шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет. Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Ребята, как вы понимаете слово кедровые?

(ответы детей).

- Правильно, молодцы. Какие жители приходят к дереву?

(ответы детей).

- Как же кедр сам сможет посадить свои семена?

(ответы детей).

– К дереву приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка. Она помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка сама не знает, какое доброе дело делает. Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы никто не нашел их. Часть своих запасов съест зимой сама, а остальные орешки съедят мыши. Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и прорастает. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете, слово прорастают?

(ответы детей).

- У ореха появится маленький росточек. Маленький кедр начнет расти. Когда пройдет 30 лет, этот маленький росток превратится в могучий Кедр.

– Что нужно, для того, чтобы выросли вы?

(ответы детей)

– Что нужно, для того, чтобы вырос кедр?

(ответы детей)

– Так же и дереву необходимы солнце, воздух, вода и конечно бережное отношение.

– Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.

– Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести огорчения.

Дети садят орешки в маленькие горшочки с землей.

– Через 25 дней у нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете в старших классах, и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры у нас во дворе школы.

– Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы, но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу.

Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.

Дети подходят к дереву, и каждый просит что-нибудь для себя.

- В ответ, дорогой кедр, мы обещаем беречь и охранять тебя, деревья и природу.

- Ребята, а как это сделать?

(ответы детей).

- Правильно, молодцы.

- Вот тебе, дерево, птица. Она спасет тебя от вредителей.

- Вот тебе, дерево, солнышко. Оно согреет тебя.

- Вот тебе, дерево, капелька. Она напоит тебя и умоет.

- Вот тебе, дерево, снежинка. Они укроет тебя от мороза.

- А это, деревце, особый знак: он защитит тебя от браконьеров.

- В знак благодарности кедр дарит вам орехи.

- За ваши добрые сердца я дарю вам экологические знаки, которые вы развесите у себя в классе, чтобы все научились беречь и охранять природу. Ведь «Благополучие природы – залог долгой жизни человека.»

 

Список литературы

  1. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.
  3. Леонтьев А.А. Школа 2100.
  4. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год