«Сибирский кедр» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Кривощекова Елена Вячеславовна | |||
21.02.2015 12:55 | |||
«Сибирский кедр» Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида школы №10 города Асина Томской области Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение друг с другом и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Речь - великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу и в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а порой и агрессивными. Но если речь – это дар природы, значит, и помощи в ее коррекции мы можем попросить у природы. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания и развития детей. Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, воли и чувств»; К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития. Поэтому в школе ребенок отклонениями в развитии получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры. Мы, взрослые, должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним. Мой практический опыт показывает, что при общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное. Дети с отклонениями в развитии не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни с взрослыми, ни со сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. В результате этого общения у детей с отклонениями в развитии развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, обогащается словарный запас, развивается зрительная память, формируются трудовые умения и навыки. У них появляются друзья - сначала в мире природы, а затем уже и среди сверстников. Первым и чрезвычайно важным условием реализации системы экологического образования детей с отклонениями в развитии я поставила эколого-развивающую среду. Это, прежде всего, уголок живой природы, правильная организация и оборудование. которого позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематического наблюдения за объектами живой и неживой природы, экспериментированию с природными материалами. Особая роль в экологическом воспитании детей с отклонениями в развитии отвожу на прогулке Экологической тропе. Экологическая тропинка имеет отдельные экологические остановки, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку: «Березки», «Альпийская горка», «Лекарственные травы», «Водоем», «Берегите птиц!». Альпийская горка – одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Даже на небольшом участке создали миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые радуют своим цветением с ранней весны до поздней осени. Предпочтение отдаем вечнозеленым растениям, которые украшают горку в любое время года. Все растения красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми. Во время прогулок и экскурсий по Экологической тропинке нас сопровождает сказочный герой Лесовичок. Дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Они учатся рассказывать о своих впечатлениях, делают зарисовки. Считаю, важное средство образовательной работы с детьми с отклонениями в развитии является и систематическое обучение на занятиях. Такие занятия оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Экологические занятия в школе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное значение, не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. На протяжении учебного года проводим с детьми ежедневный уход за обитателями уголка живой природы. Дети учатся видеть, какие условия необходимы обитателям уголка, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда. Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения проводятся в разные режимные моменты. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Походы, экскурсии, целевые прогулки дают ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц. Вместе с детьми изучаем природу родного края непосредственно, на примере реальных природных объектов в их естественных условиях существования. Думаю, что социально значимыми мероприятиями в экологическом воспитании являются природоохранительные акции. Провели: «Берегите птиц», «Зеленая елочка - живая иголочка», «Украсим дом цветами, «День Земли». Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с отклонениями в развитии является осознание того, что человек – это часть окружающего мира, все люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы не только сохранить природу, но и приумножить ее. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в школе, но и от реальной жизненной обстановки. Важно при работе с младшими школьниками не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям. Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы. К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому я стремлюсь во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить детям красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило мой выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии - воспитание экологической культуры. Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Характеристика на детей 1 класса МСКОУ школы №10
В первом классе начальной школы обучаются 11 человек. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Возраст 7- лет. В классе 4 гиперактивных ребенка, которые требуют постоянного внимания. Все дети легко вступают в контакт. Обращенную речь понимают в полном объеме. Преобладает наглядно – образное мышление. Ведущая деятельность – игровая. Любимыми предметами являются: математика, физкультура. Представления об окружающем мире преобладает ниже возрастной нормы. В классе 3 ребенка – инвалида. На уроке быстро наступает утомляемость у 80 % детей. Климат в классе благоприятный. Дети проявляют заботу друг о друге. Не боятся проявить себя, задавать вопросы. Более всего интересуют темы об окружающем мире.
Анализ урока
Перед школой 21 информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит обучающимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития. Урок «Сибирский кедр» в большей мере соответствует моему педагогическому креду Тема представленного урока – «Сибирский кедр» Цель урока: формирование экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника (на примере знакомства с сибирским кедром) Программное содержание: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Традиционно в своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы урока. С этой целью используются дидактические игры, проблемные ситуации, подводящий диалог. На уроке в качестве дидактической игры был использован сюжетный момент, старичок – Лесовичок прислал посылку из леса. Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера . Урок построен на основе создания проблемной ситуации, которая стимулировала самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; работа в группе позволила организовать повторение изученного раннее материала. В единой логике были построены все этапы урока. Проверка результативности знания темы обучающими была организована в форме вопрос – ответ. Обучающиеся осознано отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей, осуществляя при этом нравственный диалог. Учитывая возрастные особенности младших школьников, была организована опытно – экспериментальная работа (счет листиков в одном пучке, посадка семечек – орешек). Методика данного урока позволила проявить у обучающихся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Обучающиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями. При подготовке урока я опиралась на метод исследования – эвристический, в основе которого лежит обучение сотрудничества и поиска. Целью обучения сотрудничества и поиска должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы. Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялось наиболее ярко на этапе посадки семечки – орешки, обретение верного друга, с которым можно делить радости и огорчения. Рефлексия была организована на уроке с использованием экологических знаков, при помощи которых дети научились беречь и охранять природу родного края. Организованная на протяжении всего урока работа на улице, около кедра, привела младших школьников к единому выводу о значимости бережного отношения к лесам Сибири, непосредственно к дереву жизни- кедру. Достижению цели способствовали следующие методы:
Показателем эффективности данного урока, по моему мнению, явилась активная познавательная деятельность обучающихся в течение всего урока. К недочетам проведенного урока я, наверное, отнесу несколько затянутый по времени этап подведения итогов. Это вызвано проблемой обучения детей с отклонениями в развитии, быстро наступает утомляемость у детей.
Программное содержание:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: хвоя, кедровые, прорастают, росток.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: презентация «Кедр», беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки – схемы по правилам, горшочки с землей, орехи кедровые.
Ход занятий
– Я очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на необычное занятие. Старичок – Лесовичок прислал нам посылку из леса. Вам хотелось бы посмотреть, что в ней находиться? (ответы детей). - Как вы думаете, что прислал из своего леса Лесовичок? (ответы детей). - В посылке кедровая шишка. Она много знает и сегодня ей хочется пригласить вас на экскурсию и рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? (ответы детей). – Давайте вспомним правила поведения. (ответы детей). - Вы молодцы все правильно вспомнили. Теперь пора отправляться. (Дети вместе с учителем отправляются на участок, где растет кедр) - Вот мы и пришли. Посмотрите, какое большое, красивое дерево. Давайте подойдем поближе и познакомимся с этим деревом. Кто знает, как оно называется? (ответы детей). – Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра. Давайте вспомним, названия кедра, который растет в других краях. (ответы детей). - Молодцы, правильно это кедр атласский, кедр ливанский, кедр кипрский. Сегодня мы пришли к кедру, который растет у нас в России, на территории наших Сибирских лесов. Это самое могучее, красивое дерево наших лесов. Оно является символом Сибири. – Вот оно, это дерево – очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас. Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое. – Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь с взрослыми? (ответы детей). – Правильно, здороваетесь! – Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу и скажет: «Здравствуй, меня зовут…» – и называет свое имя. (Дети подходят к дереву и здороваются). - Вставайте удобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями, которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет. – Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили? (Ответы детей). – Правильно, здоровый, как Сибирский кедр. – Давайте рассмотрим хвою дерева. Ребята, ХВОЯ- листья большинства хвойных растений. Игловидные или уплощенные неколючие, вечнозеленые. Давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, у кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета. – Отгадайте загадку. «Зимой и летом одним цветом» (ответы детей). – Это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками, то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы все вместе возьметесь за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте возьмемся за руки и увидим, какой могучий у кедра ствол. Дети берутся за руки и делают круг вокруг дерева. – Ребята, как вы думаете, кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким? (ответы детей). – Из чего вырос Кедр? (ответы детей). – Как называется это семечко? (ответы детей). – Каждое растение появляется из семени. У кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку. «Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть». (ответы детей). – Когда Кедру исполнится, 30 лет в его жизни произойдет, маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка созрела, нужно время. 15 месяцев шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет. Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Ребята, как вы понимаете слово кедровые? (ответы детей). - Правильно, молодцы. Какие жители приходят к дереву? (ответы детей). - Как же кедр сам сможет посадить свои семена? (ответы детей). – К дереву приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка. Она помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка сама не знает, какое доброе дело делает. Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы никто не нашел их. Часть своих запасов съест зимой сама, а остальные орешки съедят мыши. Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и прорастает. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете, слово прорастают? (ответы детей). - У ореха появится маленький росточек. Маленький кедр начнет расти. Когда пройдет 30 лет, этот маленький росток превратится в могучий Кедр. – Что нужно, для того, чтобы выросли вы? (ответы детей) – Что нужно, для того, чтобы вырос кедр? (ответы детей) – Так же и дереву необходимы солнце, воздух, вода и конечно бережное отношение. – Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет. – Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести огорчения. Дети садят орешки в маленькие горшочки с землей. – Через 25 дней у нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете в старших классах, и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры у нас во дворе школы. – Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы, но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу. Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил. Дети подходят к дереву, и каждый просит что-нибудь для себя. - В ответ, дорогой кедр, мы обещаем беречь и охранять тебя, деревья и природу. - Ребята, а как это сделать? (ответы детей). - Правильно, молодцы. - Вот тебе, дерево, птица. Она спасет тебя от вредителей. - Вот тебе, дерево, солнышко. Оно согреет тебя. - Вот тебе, дерево, капелька. Она напоит тебя и умоет. - Вот тебе, дерево, снежинка. Они укроет тебя от мороза. - А это, деревце, особый знак: он защитит тебя от браконьеров. - В знак благодарности кедр дарит вам орехи. - За ваши добрые сердца я дарю вам экологические знаки, которые вы развесите у себя в классе, чтобы все научились беречь и охранять природу. Ведь «Благополучие природы – залог долгой жизни человека.»
Список литературы
|