Литературная викторина по произведениям В.В.Бианки «Знатоки природы!» «Что надо сохранить от ребёнка в душе взрослого? Широко открытые на мир глаза. Непосредственность ребёнка. Горячую на всё отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. Мироощущение поэта: жизнь – сказка». Из дневника В.В. Бианки
Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём. Любой дошкольник является читателем, даже не умея читать, а только слушая чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Заметив, что дети любят наблюдать за насекомыми, животными, птицами, часто задают вопросы о их жизни, мы решили обратиться к творчеству В.В.Бианки. Цель: расширить знания детей и родителей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Задачи: пополнить знания детей научно-достоверными знаниями о животном и растительном мире («Познавательное развитие»); воспитывать способность наслаждаться художественным словом, употреблять его в собственной речи; учить чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов В.В.Бианки («Речевое развитие»); через произведения В.В.Бианки воспитывать в детях добрые чувства к животным; учить договариваться между собой, помогать, оказывать поддержку («Социально-коммуникативное развитие»); Ход викторины. Дети и родители сидят семьями за столами, у каждой своё название, например: «Светлячки», «Кузнечики», «Ромашки», «Колокольчики», «Бельчата», «Медвежата». I КОНКУРС: «Угадай произведение». Командам предлагается заслушать аудиозапись отрывков из произведений ВВ.Бианки и угадать, как называется рассказ или сказка. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли — один воздух вышел из них. Никакого пения. («Кто чем поёт?») «Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти. Приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком — сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута». («Чьи это ноги?») «Только успел муравьишка вскарабкаться жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясёт, будто по воздуху летит». («Приключения муравьишки») «Стоял в поле дуб. Толстый — претолстый, старый — престарый. Прилетел дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок — поскок, носом стук -постук — выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил — долбил, долбил — долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел». («Теремок») II КОНКУРС: «Кто больше?» Командам предлагается назвать как можно больше произведений В.В.Бианки. Подсказкой может служить книжная выставка в зале. III Конкурс: «О пернатых». Команды называют пословицы и поговорки, в которых упоминались бы птицы. Пословицы и поговорки: Видно сокола по полёту. Всякая птица свои песенки поёт. Всяк кулик в своём болоте велик. Из пушки по воробьям не стреляют. Молодость — пташкой, а старость — черепашкой. Одна ласточка весны не делает. Птице — крылья, а человеку — разум. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Сорока стрекочет — гостей пророчит. Старого воробья на мякине не проведёшь. IV КОНКУРС: «Реклама» Каждая команда получает картинку с изображением птицы: дятел, синица, кукушка, воробей. Нужно придумать рассказ — рекламу о каждой птице. Чья реклама буде самой убедительной, достоверной, эмоциональной, тот и победит. Например: СИНИЦА - голова у меня в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстучек; спинка, крылья и хвост — тёмные, а грудка ярко- жёлтая, будто я в жёлтый жилетик нарядился. ВОРОБЕЙ — верх моей головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые. А спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь я какой франт! ДЯТЕЛ: какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке — ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях — белые пятнышки и полоски. Весь я пёстрый. Вся моя жизнь связана с лесом. Не будь меня. Ваши леса выглядели бы иначе. Все дятлы — настоящие плотники. Мы извлекаем и уничтожаем очень опасных для леса насекомых (короедов, усачей). Долбим лишь заражённые вредителями деревья. V КОНКУРС: «Блицтурнир» Каждая команда старается первой ответить на большее количество вопросов. Вопросы: Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.) Птица, истребляющая грызунов? (Сова.) У кого самый удивительный нос? (У клеста — крестом.) Какая птица не высиживает яиц? (Кукушка.) Какая птица поет хвостом? (Бекас.) Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.) Дети сами подводят итог викторины по количеству полученных житонов. Победившая команда получает сладкий приз — конфеты «Птичье молоко» и все вместе пьют чай. Каждому участнику вручается медаль «Знаток природы».
|