Конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Кактус в детском саду" Программное содержание: закрепить знания детей о таких явлениях природы, как смене частей суток, времени года. Уточнить знания, почему с изменением времени года меняется цвет листвы на деревьях, откуда берется снег. Активизировать мышление детей в разгадывании ребусов, кроссвордов, составлении слов из букв. Расширить знания детей об условиях роста и развития комнатных растений. Воспитывать интерес, развивать активность мышления, желание ухаживать и заботиться о комнатных растениях. Предшествующая работа: знакомились с произведениями о природе, проводили наблюдения и опыты. Оборудование: глобус, макет осеннего и летнего деревьев, ребусы, кроссворды, «волшебное дерево». Ход занятия Организовываю детей. Говорю: «Ребята, у нас сегодня гость. Кто это? (кактус)» -Где растёт кактус? (в пустыне) -Какой там климат? (засуха, знойные ветры, мало дождей...) Кактус шёл к нам очень долго: через пустыню, поля и леса; днём и ночью.
И очень интересно Кактусу знать, почему происходит смена частей суток. Дети, воспользовавшись глобусом, рассказывают: Земля вращается вокруг своей оси и подставляет лучами солнца то одну, то другую стороны. И вот на освещённой стороне – день, на неосвещённой – ночь. -Но Кактус наверное не знает, почему происходит и смена времени года. Дети: Земля вращается вокруг солнца, и то полушарие, которое ближе к солнцу, которое сильнее обогревается его лучами – там лето, на противоположной, удаленной стороне – зима, Две другие стороны, которые освещаются солнцем одинаковы – осень и весна. -Кактус шёл к нам через хвойные и лиственные леса. Вначале листва на деревьях была зелёного цвета. Почему? Дети: лист зелёный потому, что в нём есть зелёное красящее вещество, оно придает листу такую окраску. -Но чем дальше Кактус шёл, тем чаще деревья меняли свой нарядна яркий, красочный цвет. Почему? -Наступила осень. Становиться холоднее, дни становятся короче, света все меньше. Красящее вещество разрушалось зеленое, лист становился всё бледнее. Но в клетках листа есть другие красящие вещества – желтые, которые становятся всё ярче и ярче, листья поэтому желтеют и краснеют. -А как только Кактус добрался до нашего края, то увидел, совеем голые деревья, да на земле белое полотно? Что это? (Снег) В каком районе мы с вами живём? (Центрально-чернозёмном) Откуда берётся снег? -Водные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь образуются крохотные льдинки. Они маленькие, но растут и становятся красивой звёздочкой. Медленно опускаются, собираются хлопьями и падают на землю. Сажаю детей на стульчики и предлагаю Кактусу познакомиться с «Волшебным деревом», на котором «растут» буквы, из этих букв предлагаю составить слова, обозначающие названия диких животных. Дети находят: заяц, волк, лось, кабан, лиса, зубр. Дети объясняют, что зубры завезены к нам в заповедник Новохопёрский. Предлагаю дальше детям вопросы, ответы на которые, они находят в ребусах: -Как называется наша река? (Ворона) -Что необходимо для роста растений? (вода) -Кто бежит в гору бегом, а с горы кувырком? (заяц) -Какая птица спит днём, а не ночью? (сова) Из какого материала делается бумага? (дерева) -На улице холодно, земля покрыта снегом. Нравится Кактусу у нас в гостях. Давайте покажем Кактусу наши комнатные растения. -Для чего они у нас растут? (чтобы было красиво, воздух был чище, поддерживают влажность воздуха, чтобы наблюдали и ухаживали за ними, лечат людей, отпугивают вредных насекомых) -Как мы узнаем, что растениям хорошо у нас? (растения ярко зеленые, листья сочные, часто цветут, растут) -Как мы видим, что растение плохо себя чувствует? (желтеет, листочки оподают, вянут, не цветут, не растут) -Что же надо делать, чтобы растения всегда было хорошо? Чтобы растение росло И питалось и цвело, Пыль с листочков вытирать, Рыхлить землю, удобрять И опрыскивать. Надо помнить нам всегда: Ему плохо в холоде, И во тьме не может жить, Лучик света должен быть. Много правил и забот Знает мудрый цветовод. Далее предлагаю детям сесть за стол для разгадывания кроссвордов, в которых необходимо найти необходимые условия для роста и развития растений. Дети находят слова: свет, тепло, вода, почва. В конце говорю, что Кактусу очень понравилось у нас в гостях и ему хочется у нас остаться.
|