Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие ребенка с помощью сказок» |
Детские сказки | |||
Автор: Акчурина Рушания Абдряшитовна и соавтор Краковная Татьяна Владимировна | |||
04.07.2024 08:24 | |||
Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие ребенка с помощью сказок» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее». Д. Родари. Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, будучи уверенными, что это идеальный подход к воспитанию и развитию. Но зачастую это огромная ошибка. Для детей очень важно начать учиться вовремя, ведь каждому возрасту характерно соответствующий уровень интеллектуального развития. Что такое интеллектуальное развитие ребенка? Сегодня педагоги и психологи находятся в постоянном споре о том, что же такое интеллектуальное развитие. Но в одном они схоже и под этим термином подразумевают некую сумму умений и знаний, или скорее способность усваивать эти же знания и уметь решать нестандартные ситуации. А также необходимо понимать, заранее интеллектуальное развитие ребенка не предопределено, т.е. его можно замедлить или ускорить и даже на каком-то этапе и остановить (все это будет зависеть от обстоятельств). Поэтому если вы испытываете определенный интерес в интеллектуальном развитии детей, то следует направить их желание узнать практически все об окружающем мире и неуемную энергию в конструктивное русло. Ведь дети очень активны и любознательны и на удивление быстро схватывают интересную, новую для них информацию. Умственное развитие ребенка, прежде всего, начинается в семье: с простых игр и сказок, рассказываемых ему на ночь. Именно через сказку, фантазию, игру и детское творчество можно достучаться не только до сердца ребенка, но и желаемого интеллекта. И в данном случае сказка будет выступать и как развлечения и как определенная ступень обучения и развития детей. Так именно со сказки берет старт знакомство малыша c окружающим миром и миром человеческих взаимоотношений. Через сказку ребенок познает в этом мире свое место, а также получает первые попытки представить добро и зло, предательство и дружбу, трусость и отвагу. Только сказка может объяснить в доступной форме, что такое хорошо или плохо, положительный это герой сказки или отрицательный. И порой родители недооценивают воспитательную и развивающую роль сказок в развитие детей. И забывают о том, что это народная многовековая мудрость. Кроме того, сказка не только эффективная методика развития детей, но и уникальная возможность создать и сохранить с ребенком доверительные, близкие отношения, не омраченные нудными и длинными лекциями, которые вызывают у детей только отрицательные эмоции. А сказка будит воображение и любознательность ребенка, развивает интеллект, помогает понять эмоции и желания других людей. Дети не просто слушают сказку, они ее проживают, становятся героями произведения и даже пытаются преодолевать препятствия, стоящие на пути. Сказка в полном объеме учитывает все возрастные возможности дошкольника, ведь:
Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода сложных интеллектуальных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия. На возможность использования сказки в целях развития детей дошкольного возраста указывают такие известные деятели, в области психологии и педагогики, как Н.Я. Большунова, В.В. Волина, Т.И. Ерофеева, Л. А. Левина и др. В исследованиях А.П. Листопад, Н.А. Рыжовой, Е.А. Усатовой рассматривается область применения экологических сказок, в которых точно выделены особенности животных, растений, природных явлений, ландшафтов. Для формирования элементарных экономических представлений у дошкольников можно использовать сказки Л. В. Кнышевой, О.И. Меньшиковой, Т. Л. Поповой, видоизменяя их, так как они рассчитаны главным образом на детей младшего школьного возраста. В целях формирования представлений о здоровом образе жизни могут найти применение валеологические сказки, разработанные Е. И. Гуменюк, Н. А. Слисенько. Сущность, структура сказки. Сказка учит верить в силу добра и справедливости. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, они несут в себе нравственное начало, поэтому воспитательное значение их огромно. Что же такое сказка? Сохраняют силу два типа определения этого эпического жанра. О первом типе высказался известный ученый фольклорист Ю.М. Соколов: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового уровня». Второй тип определения сказки нельзя упрекнуть в излишней широте. Исследователи стремились сузить определение и точнее охарактеризовать сказку. «Родоначальником» этих «суженных» определений можно считать русского лингвиста К.С. Аксакова. По его мнению, «... сказка является эпическим произведением, преимущественно прозаичным, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями как вымысел». Русский фольклорист А.И. Никифоров дает следующее определение: «Сказка — это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычным специальным композиционно-стилистическим построением». С точки зрения ученого Н.И. Никулина, сказка — это «популярный жанр устного народного творчества, она обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображение». Сказки отличаются сложностью построения, но читатель в большинстве случаев не замечает этого. Часто сказка (особенно волшебная) начинается с присказки. Назначение ее — подготовить слушателей, настроить их на соответствующий лад, дать понять, что дальше будет разворачиваться сказочный сюжет. Например: «Было это на море-океане, на острове Кадане стоит дерево — золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет — песнь поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это присказка, не сказка, сказка будет впереди». Традиционный элемент сказки — зачин, он, как и присказка, прокладывает грань между обыденной речью и сказочной. В зачине определяются герои сказки, время и место действия. Часто он начинается со слов «жили-были», в волшебных сказках зачин более развернут: «в некотором царстве, в некотором государстве». Сказки имеют и традиционные концовки, подводящие итог сказочному действию. Например: «Стали они жить-поживать и добра наживать». Для сказки характерны повторы. В каждом из них имеются детали, которые приближают действие к развязке. Повтор часто бывает троекратным: три раза стреляли молодцы из лука в сказке о «Царевне-лягушке», три загадки загадывал царь в сказке «Странный сон». Богат язык сказок. Животные обладают своими именами (Лиса Патрикеевна), прозвищами (Волк — хватыш) и т.д. Много в сказках эпитетов, гипербол, постоянных формул (перины пуховые, гусли самогуды). Все эти приметы композиции, стиля характеризуют сказку, и все поэтические средства используются целесообразно. Итальянский писатель Альберто Морвиа указывал: «... чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность — и в тоже время она должна подчиняться законам художественной логики» Классификация сказок. В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам установки на вымысел, имея общие черты, различаются на подвиды или жанры. В науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. Это объясняется тем, что они чрезвычайно разнообразны и по героям, и по сюжетам. Многие русские фольклористы, такие как В.П. Аникин, Н.М. Ведерникова и В.Я. Пропп, придерживаются классификации, разработанной А.Н. Афанасьевым, который в отдельные разделы выделяет сказки о животных, фантастические, волшебные и бытовые. С помощью сказки мы воспитываем у детей: Волю — сложное и многогранное качество личности. Веру в себя — умение противостоять неудачам. Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели. Обязательность — умение держать слово. Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем. Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения. Доброту и честность. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:
Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки; Знать сказки народов; Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях.
|