Методическая разработка «Северная сказка» |
Детские сказки | |||
Автор: Сурук Лариса Николаевна Абдукамалова Милана Тюменбековна | |||
18.06.2024 08:36 | |||
Методическая разработка «Северная сказка» Разработали воспитатели:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Брусничка» г. Сургут, 2023г. Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: звучат стихи о северном крае, демонстрируются некоторые национальные орнаменты, дети инсценируют сказку северных народов. Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку. Задачи:
Предварительная работа: беседа о тундре, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище, чтение сказок народов Севера: «Голубика», «Кукушка». Нанайской сказки «Айога», дидактическая игра: «Собери чум». Разучивание стихотворений о Югре, отгадывание национальных загадок, знакомство с хантыйским весенним праздником «Вороний день», проведение развлечения «Вороний день». Словарная работа:
Оборудование: чум, люлька, кукла «Акань», дрова, огонь, дерево, яблоко. Герои: Рассказчица, Мама Анки, два старших сына, младший сын Идэ, малютка в люльке, заяц (Шэвэр), ворона (Вурни), ёж, медведь (Мэми). Ход мероприятия: Педагог в сопровождении музыки приводит детей в зал на стульчики. На экране изображено стойбище. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. В рамках реализации проекта «Край в котором я живу. Моя Югра» мы подготовили «Северную сказку». Моя Югра – заветный край России Земля легенд и сказок старины. Твои просторы, зори молодые Мы с детских лет всем сердцем влюблены. А на Севере, друзья, Где тайга кончается, Есть полярные края – Тундрой называются. Мох и ягель – там и тут, Мошки да комарики... А деревья в ней растут – Маленькие-маленькие. Скачут зайцы через них – Зайцы здоровенные, В небесах горят огни Необыкновенные. Там мышата, не дрожа, Храбро и уверенно, Собирают урожай Спелых яблок северных. Ведь не станут их ловить Хищники бедовые, Из боязни подавить Деревца плодовые. Если будешь там гулять, Ты уж, по возможности, Постарайся проявлять – Побольше осторожности. Приглашаю вас в путешествие по древнему, удивительному северному краю, краю белых ночей и глухариной песни, а совершить это путешествие нам поможет Хозяйка тайги. Послушайте её рассказ. (Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния). В национальном костюме выходит Хозяйка тайги. Рассказчица: Далеко-далеко на Севере, где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния, на зимнем стойбище жила-была семья – ханты: мать трое сыновей и малютка доченька. Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими: маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты: дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно. Идэ: - Анки, Анки! Почему снег белый? - Анки, Анки! Почему солнце светит? - А ветер почему дует? - Анки. Анки! А куда наша река течет? (Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей). Анки: - Сыночек, мама устала. Идэ: - А ты отдохни чуть, потом скажи. Анки: - Давай лучше сказку тебе расскажу? Идэ: - Давай, давай! Хочу сказку, сказку хочу! А про кого будет твоя сказка, Анки? Анки: - Ладно, слушай сказку. (музыка) Эта сказка лесная, про зверей: про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми) (И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ, взяла в руки книгу) Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь. Смотрит заяц: на ели сидит ворона и смеется. Ворона: -Карр-карр-карр! Что ты, Заяц, прыгаешь? Заяц: -Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко! (Сорвала ворона яблоко. Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.) Заяц: -- Спасибо тебе, Ворона! (– сказал заяц. Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял: яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.) Заяц: -- Стой, стой! (-кричит заяц.) (Остановился еж и говорит:) Еж: -- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. (А заяц кричит ежу:) Заяц: -- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел! (Подлетела ворона к ним и говорит:) Ворона: -- Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала. Заяц, ворона и еж (кричат друг на друга:) -- Мое яблоко! Нет, моё! Моё! (Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми).) Медведь: -- Что такое? Что за шум? (Все звери подбежали к медведю:) Заяц: -- Ты, Медведь, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди, чьё это яблоко? (И рассказали медведю все как было. Медведь подумал, подумал и спросил:) Медведь: -- Кто из вас яблоко нашел? Заяц: -- Я -Заяц! Медведь: -- А кто яблоко сорвал? Ворона: -- Я — Ворона! Медведь: -- Хорошо. А кто его поймал? Ёж: -- Я -Ёж! Медведь: -- Ну, вот что! — Каждый из вас должен яблоко получить. Ворона: -- Но тут только одно яблоко! Медведь: -- А вы разделите яблоко на равные части! Заяц: -- Как же мы раньше не догадались? (Заяц разделил яблоко на четыре части.) (Один кусок дал вороне:) Заяц: -- Это тебе, Ворона! -- Ты яблоко сорвала. (Второй кусочек ежу дал:) Заяц: -- Это тебе, Ёж! -- Ты яблоко поймал. (Третий кусочек заяц себе в рот положил:) Заяц: -- А это мне! Я первый яблоко увидел. (Четвертый кусочек заяц дал медведю:) Заяц: -- А это тебе, Медведь! Медведь: -- А мне за что? Заяц: -- А тебе за то, что ты нас всех помирил! Анки: -- Ну, вот, сыночек и вся сказка! Понравилась? Идэ: -- Да, Анки, понравилась. Очень понравилась! Анки: А что ты понял, сынок, из этой сказки? Идэ: Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком. Анки: -- И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с! Идэ: -- Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь? Анки: -- Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой) -- Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра. (Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра). Рассказчица: Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! А нам память о нашем путешествии мы с ребятами приготовили для наших гостей куколок, сделанных своими руками. Список литературы:
|