Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям. |
Детские сказки | |||
Автор: Арыкова Елена Анатольевна Лукьянова Елизавета Николаевна | |||
18.04.2023 10:51 | |||
Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Цель: Воспитание гуманных и общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки. Задачи:
Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.
Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах. Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны — она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Она активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы, одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у детей целостное мышление, помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их. Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей. Часто в сказках на помощь главному герою приходит волшебство. Означает ли это, что ребенок должен пассивно ждать и верить, что чудо позволит преодолеть ему трудности? Нет. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать творческие возможности ребенка и направить их на решение его проблемы. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт — мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. Сказка «Зайкина избушка». Ведущий: Здравствуйте, мои малышки, и девчонки, и мальчишки, Сказки любите, друзья? Это замечательно, Мы расскажем вам одну – слушайте внимательно! Ведущий: Вот бывают чудеса!.. Жили Зайка и Лиса. (На руках куклы би-ба-бо). И стояли на опушке По соседству их избушки. У Косого — лубяная, У Плутовки — ледяная. Выходят за ручки Лиса и Заяц, поют песенку. Песня Лисы и Зайца. 1 куплет: Ты, я – мы с тобой навек друзья, Ты, я – мы почти одна семья, Ты, я – не разлучит нас с тобой Даже дождик проливной. Припев: Куда ты – туда я, мы с Лисичкою друзья. Куда ты – туда я, мы с Зайчишкою друзья! Кружатся, играют в ладушки. Лиса: Ну-ка, детки, выходите, С нами спойте и спляшите. Заяц: На зеленой, на лужайке Танцуют все с Лисой и Зайкой! Общий танец «У тебя, у меня». 1 куплет: У меня, у тебя, звонкие ладошки, У меня, у тебя, как пружинки, ножки. Припев: Мы с тобой, мы с тобой шлёп, шлёп, шлёп, шлёп, Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок. 2 куплет: У меня, у тебя глазки, словно пуговки, У меня, у тебя губки, словно клюковки. Припев: Мы с тобой глазками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Мы с тобой губками чмок, чмок, чмок, чмок. 3 куплет: У меня, у тебя чудо – локоточки, У меня, у тебя острые носочки. Припев: Мы с тобой, мы с тобой хоп, хоп, хоп, хоп, Мы с тобой, мы с тобой прыг, скок, прыг, скок. После танца дети садятся на стульчики, а Лиса и Заяц расходятся по домикам. Ведущий: Лишь повеяло весной, Дом растаял ледяной. Не осталось даже следу... И Лиса идёт к соседу: Лиса: Зайка, миленький, косой, Ты пусти к себе домой, Будем вместе поживать, Горя и беды не знать! Ведущий: Горько, жалобно рыдает, Слёзки лапкой вытирает. Заяц: Сжалюсь, дети, я над нею, Заходи, кума, смелее. У меня — просторный дом. Не сидеть же под кустом! Ведущий: Лису Заяц пожалел, И, конечно, обогрел. Уступил свое местечко, Чтоб теплей было у печки. А Лиса едва вошла, Зайку тотчас прогнала. Лиса: Для двоих изба мала! Вон пошёл! И все дела! Зайка печально ходит и плачет, вздыхает и садится на пенек. Ведущий: Под кустом Косой дрожит. Мимо серый Волк бежит. Песня Волка. 1 куплет: Кто мне скажет, как меня зовут? – Волк! Кто в мультфильмах скачет там и тут? – Волк! У кого большие зубы, и кого никто не любит? Кто мне скажет, как меня зовут? Припев: Волк, волк, волк – волчище По лесам голодный рыщет, И его боятся все вокруг. Волк, волк, волк бывалый, Хоть и страшный с виду малый, А в душе он добрый, верный друг. Волк: Ты чего, дружок, не весел, Уши длинные повесил? Ведущий: Тут ему бедняжка Зайка, Рассказал всё без утайки. Заяц: Я Лису пустил в свой дом, Ну не жить же под кустом, А она, едва вошла, Меня сразу прогнала. Волк: Ну, уж я твою беду Мигом, братец, разведу! Как завою, засвищу – Сразу дом освобожу! Ведущий: Как завыл протяжно он. Волк: У-у-уходи, Лисица, вон! Ведущий: А Лиса из-за печи. Лиса: Вот задам на калачи да на булочки! Полетят от вас клочки в закоулочки! Ведущий: Волк с испугу-перепугу, И "Прощай" не крикнул другу... Волк убегает, а Зайка обходит домик и опять садится на пенек. Ведущий: Зайка пуще стал реветь. Мимо топает медведь. Песня Медведя. 1 куплет: Я немного толстоват, Но совсем не виноват – Просто слишком долго сплю, До обеда я храплю. Припев: Буду зиму крепко спать, лапу вкусную сосать, А проснусь я лишь весной, я, ребята, зверь лесной! Медведь укладывается спать. Ведущий: Мишка, Мишка, хватит спать, Выйди с нами поиграть, Нас здесь много – ты один, Спать тебе мы не дадим! Песня – игра «Как на горке снег, снег». Медведь: Ты чего, дружок, не весел? Что глаза на мокром месте? Ведущий: И ему бедняжка Зайка, Рассказал всё без утайки. Заяц: Я Лису пустил в свой дом, Ну не жить же под кустом, А она, едва вошла, Меня сразу прогнала. Медведь: Эко, не было печали! Не таких мы усмиряли! Быстро хитрую Лису Я из дома прогоню! Ведущий: И своей огромной лапой, Стукнул в ставню Косолапый. Медведь: Я отважен и силён! Уходи, Лисица, вон! Ведущий: А Лиса из-за печи: Лиса: Вот задам на калачи да на булочки! Полетят от вас клочки в закоулочки! Ведущий: Косолапый испугался, И подальше в лес подался. Ведущий: Плачет в три ручья Косой. Тут Петух идёт с косой. Песенка Петушка. 1 куплет: Кто на свете раньше всех просыпается, Кому солнышко лучами улыбается, Кто кричит КУ-КА-РЕ-КУ, не во сне, а наяву? Угадайте, как его зовут? Припев: Петя – Петя – Петя – Петушок, Золотой, красивый гребешок, Стройненькие ножки в хромовых сапожках, Петя – Петя – Петя – Петушок. Петух: Ты чего на всю округу Целый день ревёшь белугой? Ведущий: Петуху бедняжка Зайка, Всё поведал без утайки. Заяц: Я Лису пустил в свой дом, Ну не жить же под кустом, А она, едва вошла, Меня сразу прогнала. Петух: Вот так-так... Ку-ка-ре-ку! Я готов помочь дружку! Как поймаю я злодейку, Изорву на ней шубейку. Петух подходит к избушке Лисы и кричит. Петух: Эй, Лиса, ку-ка-ре-ку, Хватит жить в чужом дому, Я косой сейчас взмахну, Тебя, Лисица, прогоню. Ведущий: А Лиса из-за печи: Лиса: Одеваюсь, не кричи! Петух: Эй, Лиса, ку-ка-ре-ку, Уходи скорей, я жду! Ведущий: А Лиса из-за печи: Лиса: Обуваюсь, не кричи! Петух: Сколько можно тебя ждать? Все, иду тебя я гнать! С косой идет под воинственную музыку вокруг домика. Лиса: Петушочек, погоди, Ухожу я, не кричи. Лиса выбегает из домика, мечется по залу и убегает. Ведущий: И без лишних разговоров, Задала плутовка дёру. А в избушке стал опять Зайка жить да поживать. Он научен. И теперь, Лишь друзьям откроет дверь… Песенка друзей. 1 куплет: Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий, верный друг! 2 куплет: Мы поссоримся — и помиримся, "Не разлить водой!" — шутят все вокруг. В полдень или в полночь, друг придет на помощь - Вот что значит настоящий, верный друг. Арыкова Е.А. – музыкальный руководитель. Лукьянова Е.Н. – старший воспитатель.
|