Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Детские сказки
Автор: Арыкова Елена Анатольевна Лукьянова Елизавета Николаевна   
18.04.2023 10:51

Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Цель: Воспитание гуманных и общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи:

  • формирование у дошкольников интереса к чтению
  • воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев
  • решение проблем поведения
  • повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, благоприятных межличностных отношений, разнообразных форм коммуникаций
  • раскрытие творческих способностей и познавательного интереса, на примере сказок показать, что добро побеждает зло.

Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

 

Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах.

Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны — она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Она активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы, одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у детей целостное мышление, помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.

Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей. Часто в сказках на помощь главному герою приходит волшебство. Означает ли это, что ребенок должен пассивно ждать и верить, что чудо позволит преодолеть ему трудности? Нет. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать творческие возможности ребенка и направить их на решение его проблемы.

Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт — мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Сказка «Зайкина избушка».

Ведущий: Здравствуйте, мои малышки, и девчонки, и мальчишки,

Сказки любите, друзья? Это замечательно,

Мы расскажем вам одну – слушайте внимательно!

Ведущий: Вот бывают чудеса!..

Жили Зайка и Лиса. (На руках куклы би-ба-бо).

И стояли на опушке

По соседству их избушки.

У Косого — лубяная,

У Плутовки — ледяная.

Выходят за ручки Лиса и Заяц, поют песенку.

Песня Лисы и Зайца.

1 куплет: Ты, я – мы с тобой навек друзья,

Ты, я – мы почти одна семья,

Ты, я – не разлучит нас с тобой

Даже дождик проливной.

Припев: Куда ты – туда я, мы с Лисичкою друзья.

Куда ты – туда я, мы с Зайчишкою друзья!

Кружатся, играют в ладушки.

Лиса: Ну-ка, детки, выходите,

С нами спойте и спляшите.

Заяц: На зеленой, на лужайке

Танцуют все с Лисой и Зайкой!

Общий танец «У тебя, у меня».

1 куплет: У меня, у тебя, звонкие ладошки,

У меня, у тебя, как пружинки, ножки.

Припев: Мы с тобой, мы с тобой шлёп, шлёп, шлёп, шлёп,

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок.

2 куплет: У меня, у тебя глазки, словно пуговки,

У меня, у тебя губки, словно клюковки.

Припев: Мы с тобой глазками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Мы с тобой губками чмок, чмок, чмок, чмок.

3 куплет: У меня, у тебя чудо – локоточки,

У меня, у тебя острые носочки.

Припев: Мы с тобой, мы с тобой хоп, хоп, хоп, хоп,

Мы с тобой, мы с тобой прыг, скок, прыг, скок.

После танца дети садятся на стульчики, а Лиса и Заяц расходятся по домикам.

Ведущий: Лишь повеяло весной,

Дом растаял ледяной.

Не осталось даже следу...

И Лиса идёт к соседу:

Лиса: Зайка, миленький, косой,

Ты пусти к себе домой,

Будем вместе поживать,

Горя и беды не знать!

Ведущий: Горько, жалобно рыдает,

Слёзки лапкой вытирает.

Заяц: Сжалюсь, дети, я над нею,

Заходи, кума, смелее.

У меня — просторный дом.

Не сидеть же под кустом!

Ведущий: Лису Заяц пожалел,

И, конечно, обогрел.

Уступил свое местечко,

Чтоб теплей было у печки.

А Лиса едва вошла,

Зайку тотчас прогнала.

Лиса: Для двоих изба мала!

Вон пошёл! И все дела!

Зайка печально ходит и плачет, вздыхает и садится на пенек.

Ведущий: Под кустом Косой дрожит.

Мимо серый Волк бежит.

Песня Волка.

1 куплет: Кто мне скажет, как меня зовут? – Волк!

Кто в мультфильмах скачет там и тут? – Волк!

У кого большие зубы, и кого никто не любит?

Кто мне скажет, как меня зовут?

Припев: Волк, волк, волк – волчище

По лесам голодный рыщет,

И его боятся все вокруг.

Волк, волк, волк бывалый,

Хоть и страшный с виду малый,

А в душе он добрый, верный друг.

Волк: Ты чего, дружок, не весел,

Уши длинные повесил?

Ведущий: Тут ему бедняжка Зайка,

Рассказал всё без утайки.

Заяц: Я Лису пустил в свой дом,

Ну не жить же под кустом,

А она, едва вошла,

Меня сразу прогнала.

Волк: Ну, уж я твою беду

Мигом, братец, разведу!

Как завою, засвищу –

Сразу дом освобожу!

Ведущий: Как завыл протяжно он.

Волк: У-у-уходи, Лисица, вон!

Ведущий: А Лиса из-за печи.

Лиса: Вот задам на калачи да на булочки!

Полетят от вас клочки в закоулочки!

Ведущий: Волк с испугу-перепугу,

И "Прощай" не крикнул другу...

Волк убегает, а Зайка обходит домик и опять садится на пенек.

Ведущий: Зайка пуще стал реветь.

Мимо топает медведь.

Песня Медведя.

1 куплет: Я немного толстоват,

Но совсем не виноват –

Просто слишком долго сплю,

До обеда я храплю.

Припев: Буду зиму крепко спать, лапу вкусную сосать,

А проснусь я лишь весной, я, ребята, зверь лесной!

Медведь укладывается спать.

Ведущий: Мишка, Мишка, хватит спать,

Выйди с нами поиграть,

Нас здесь много – ты один,

Спать тебе мы не дадим!

Песня – игра «Как на горке снег, снег».

Медведь: Ты чего, дружок, не весел?

Что глаза на мокром месте?

Ведущий: И ему бедняжка Зайка,

Рассказал всё без утайки.

Заяц: Я Лису пустил в свой дом,

Ну не жить же под кустом,

А она, едва вошла,

Меня сразу прогнала.

Медведь: Эко, не было печали!

Не таких мы усмиряли!

Быстро хитрую Лису

Я из дома прогоню!

Ведущий: И своей огромной лапой,

Стукнул в ставню Косолапый.

Медведь: Я отважен и силён!

Уходи, Лисица, вон!

Ведущий: А Лиса из-за печи:

Лиса: Вот задам на калачи да на булочки!

Полетят от вас клочки в закоулочки!

Ведущий: Косолапый испугался,

И подальше в лес подался.

Ведущий: Плачет в три ручья Косой.

Тут Петух идёт с косой.

Песенка Петушка.

1 куплет: Кто на свете раньше всех просыпается,

Кому солнышко лучами улыбается,

Кто кричит КУ-КА-РЕ-КУ, не во сне, а наяву?

Угадайте, как его зовут?

Припев: Петя – Петя – Петя – Петушок,

Золотой, красивый гребешок,

Стройненькие ножки в хромовых сапожках,

Петя – Петя – Петя – Петушок.

Петух: Ты чего на всю округу

Целый день ревёшь белугой?

Ведущий: Петуху бедняжка Зайка,

Всё поведал без утайки.

Заяц: Я Лису пустил в свой дом,

Ну не жить же под кустом,

А она, едва вошла,

Меня сразу прогнала.

Петух: Вот так-так... Ку-ка-ре-ку!

Я готов помочь дружку!

Как поймаю я злодейку,

Изорву на ней шубейку.

Петух подходит к избушке Лисы и кричит.

Петух: Эй, Лиса, ку-ка-ре-ку,

Хватит жить в чужом дому,

Я косой сейчас взмахну,

Тебя, Лисица, прогоню.

Ведущий: А Лиса из-за печи:

Лиса: Одеваюсь, не кричи!

Петух: Эй, Лиса, ку-ка-ре-ку,

Уходи скорей, я жду!

Ведущий: А Лиса из-за печи:

Лиса: Обуваюсь, не кричи!

Петух: Сколько можно тебя ждать?

Все, иду тебя я гнать!

С косой идет под воинственную музыку вокруг домика.

Лиса: Петушочек, погоди,

Ухожу я, не кричи.

Лиса выбегает из домика, мечется по залу и убегает.

Ведущий: И без лишних разговоров,

Задала плутовка дёру.

А в избушке стал опять

Зайка жить да поживать.

Он научен. И теперь,

Лишь друзьям откроет дверь…

Песенка друзей.

1 куплет: Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий, верный друг!

2 куплет: Мы поссоримся — и помиримся,

"Не разлить водой!" — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь, друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий, верный друг.

Арыкова Е.А. – музыкальный руководитель.

Лукьянова Е.Н. – старший воспитатель.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год