Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект в группе раннего возраста «Русские народные сказки»
Детские сказки
Автор: Ефремова Елена Сергеевна   
23.06.2022 18:20

Педагогический проект в группе раннего возраста «Русские народные сказки»Педагогический проект в группе раннего возраста «Русские народные сказки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белоомутская СОШ № 1» Луховицкий городской округ

воспитатель: МБОУ «Белоомутская СОШ №1» Ефремова Е.С. рп. Белоомут

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия • на • ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

 

Скачать конспект

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Мы представляем проект: «Русские народные сказки».

Проект наги познавательный, творческий.

Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников.

Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 20 «Реченька»

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Цель проекта:

  • Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

  • формировать у детей знания о русских народных сказках.
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  • прививать любовь к книге.
  • развивать речь, активизировать словарный запас.
  • развивать творчество, фантазию, воображение.
  • укреплять взаимоотношения с родителями.

Актуальность данного проекта заключается в следующем:

  • Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна...
  • Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности1. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
  • Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
  • Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

Предусматривались следующие этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • формулировка цели и задач проекта;
  • составление плана реализации проекта «Русские народные сказки»;
  • чтение русских народных сказок дома и в саду;
  • рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».

Основной:

  • знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
  • просмотр мультфильмов по сказкам;
  • чтение стихов про героев сказок;
  • инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
  • разучивание потешек;
  • дидактические игры;
  • рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
  • загадывание загадок по сказкам; л
  • рассматривание альбомов сказок, потешек;
  • подвижные игры;
  • составление различных видов гимнастик;
  • составление комплекса утренней гимнастики по сказкам;
  • раскрашивание персонажей сказок;
  • выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;
  • изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;
  • выполнение совместной лепки по сказке «Репка»;
  • рассказывание сказок с помощью схем;
  • строительство теремка, его заселение «жителями»;
  • составление сказок из кубиков;
  • выкладывание сказок из пазлов;
  • настольные игры;
  • выставка книг по русским народным сказкам;
  • инсценирование сказки «Теремок» с музыкальным сопровождением;
  • фотовыставка.

Заключительный:

  • выставка поделок «Мой любимый сказочный герой»;
  • выставки книг, аппликации;
  • фотовыставка;
  • изготовление альбомов, дидактических игр, театров;
  • составление различных гимнастик, утренней разминки.

Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Русские народные сказки».

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.

А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок: «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.

С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку».

Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.

В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.

Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц».

В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:

  • дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;
  • артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;
  • пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.

Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Колобок».

Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании выставки поделок «Мой любимый сказочный герой». На выставке представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина, рисунки, выжигание.

Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

В самостоятельной деятельности:

  • дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
  • играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
  • строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.

С помощью воспитателей учились рассказывать сказки,

используя схемы «Расскажи сказку».

Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.

Инсценировали сказку «Теремок» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.

В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Русские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.

В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

Русские народные сказки создавались народом на общей поляне?

Русские народные сказки любят все дети, с трепетом и удовольствием перечитывают и рассказывают своим маленьким «сокровищам» взрослые. Но нашим удивительным «хочувсезнайкам» совершенно недостаточно просто прочесть или рассказать сказку. Они засыпают взрослого множеством вопросов, на которые, к сожалению, далеко не каждый сможет ответить. «Почему именно «народные», неужели их создавал целый народ, сидя на общей поляне и придумывая по строчке?» «Почему сказка всегда имеет счастливый конец?» «Почему во всех сказках бедные — умные, добрые и хорошие, а богатые — плохие, злые и глупые, младший брат — дурак — всегда в конце становиться умным и богатым, а старшие — умные и отличные парни в начале, в конце проявляют себя, как полные профаны?»

А действительно, почему?

Как появились русские народные сказки?

В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят...», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» — так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто. Гораздо позже, когда в мире появились рукописные книги, затем печатные, а у творцов — перо и бумага, а йотом и печатная машинка, то все, созданные человеком произведения записывались с указанием имени автора. Сказки, у которых есть автор, называются «литературными».

Сказка — мечта в буквальном смысле слова.

В литературе существует большое разнообразие народных произведений, позже ученые объединили их в группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки. Все эти труппы имеют и разное происхождения.

Русские народные сказки — это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!

Стих про сказку

Давай наполним сказку былью,
Где будем только я и ты.
У синей ласточки на крыльях
Перенесемся в мир мечты.

Тот мир завьюжен и заснежен.
Как город в бесконечных снах.
В нем проживают Белоснежка
И Кот в огромных сапогах.

Шагнем в реальность иллюстраций
К прекрасным вымыслам Перро.
Как будет сказка называться -

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка — на тебе! — живет!

Унеси меня в сказку волшебную,
Где за окнами кружит весна.
Где глаза твои добрые — нежные,
Бесконечно ласкают меня.

Где цветы ароматные, яркие,
Где печали и горечи нет.
Твои губы до одури жаркие.
На щеках оставляют свой след

Скачка радость нам несет.
Тот, кто знает, тот поймет,
В скачке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.

В скачке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро.
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто скачки уважает,
Непременно вырастает.
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной.
Главное, в него поверить.
И оно уже с тобой.

Скачка чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь.
И без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год