Педагогический проект в группе раннего возраста «Русские народные сказки» |
Детские сказки | |||
Автор: Ефремова Елена Сергеевна | |||
23.06.2022 18:20 | |||
Педагогический проект в группе раннего возраста «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белоомутская СОШ № 1» Луховицкий городской округ воспитатель: МБОУ «Белоомутская СОШ №1» Ефремова Е.С. рп. Белоомут Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия • на • ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Мы представляем проект: «Русские народные сказки». Проект наги познавательный, творческий. Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников. Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам. Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 20 «Реченька» Продолжительность: долгосрочный (1 год) Цель проекта:
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
Предусматривались следующие этапы реализации проекта: Подготовительный:
Основной:
Заключительный:
Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Русские народные сказки». Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы. А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок: «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту. С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку». Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение. Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки. В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам). Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице. Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома. Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:
Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Колобок». Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании выставки поделок «Мой любимый сказочный герой». На выставке представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина, рисунки, выжигание. Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы. В самостоятельной деятельности:
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром. С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку». Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей. Инсценировали сказку «Теремок» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику. В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Русские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта. В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта. Русские народные сказки создавались народом на общей поляне? Русские народные сказки любят все дети, с трепетом и удовольствием перечитывают и рассказывают своим маленьким «сокровищам» взрослые. Но нашим удивительным «хочувсезнайкам» совершенно недостаточно просто прочесть или рассказать сказку. Они засыпают взрослого множеством вопросов, на которые, к сожалению, далеко не каждый сможет ответить. «Почему именно «народные», неужели их создавал целый народ, сидя на общей поляне и придумывая по строчке?» «Почему сказка всегда имеет счастливый конец?» «Почему во всех сказках бедные — умные, добрые и хорошие, а богатые — плохие, злые и глупые, младший брат — дурак — всегда в конце становиться умным и богатым, а старшие — умные и отличные парни в начале, в конце проявляют себя, как полные профаны?» А действительно, почему? Как появились русские народные сказки? В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят...», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» — так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто. Гораздо позже, когда в мире появились рукописные книги, затем печатные, а у творцов — перо и бумага, а йотом и печатная машинка, то все, созданные человеком произведения записывались с указанием имени автора. Сказки, у которых есть автор, называются «литературными». Сказка — мечта в буквальном смысле слова. В литературе существует большое разнообразие народных произведений, позже ученые объединили их в группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки. Все эти труппы имеют и разное происхождения. Русские народные сказки — это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается! Стих про сказку Давай наполним сказку былью, Тот мир завьюжен и заснежен. Шагнем в реальность иллюстраций У сказки можно поучиться, Для чего нужны нам сказки? Для чего нужны нам сказки? В сказке радость побеждает, Плывут угрюмые века, Унеси меня в сказку волшебную, Где цветы ароматные, яркие, Скачка радость нам несет. В скачке много приключений, Тот, кто скачки уважает, И приходит чудо в гости, Скачка чудная копилка,
|