Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста
Детские сказки
Автор: Перевозникова Наталья Николаевна   
05.06.2022 08:40

Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возрастаВлияние сказки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство – пора, когда происходит всестороннее развитие ребенка. Он учится ходить, говорить, выполнять какие-то действия, взаимодействовать с людьми. Он овладевает навыками, способствующими его самостоятельности; осваивает нравственные нормы общества, в котором он живет; приобщается к труду; приобретает способность коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие психические процессы как восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. Появляются чувства, он начинает проявлять эмоции, реагировать на стрессовые ситуации. Ребенок учится ставить цель, принимать решения и преодолевать трудности.

В этот период необходимо помочь ребенку увидеть окружающую его красоту и научится радоваться жизни, правильно воспринимать окружающий мир и место человека в этом мире; увидеть, что такое хорошо и что такое плохо; воспитать положительное отношение к труду и отрицательное – к лени; побуждать его доброжелательно относиться ко всем людям, любить свою семью, страну, планету; научить не бояться трудностей и преодолевать препятствия и многое другое.

 

И неоценимую услугу в этом направлении оказывает сказка. Знакомство с этим жанром литературы нужно начинать с самого раннего детства. Это поможет не только речевому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию ребенка – дошкольника, но и поможет ему полюбить чтение, сформировать у него правильные нравственные ценности, приобщить его к самобытной культуре и творчеству своего народа.

Язык сказки наиболее понятен и интересен детям. На примере героев ребенок учится добру, дружбе, отваге, ловкости, смекалке и т. д. Также приходит понимание, какие поступки или слова являются характерными для положительных и отрицательных персонажей. Малыш учится слушать, сопереживать, анализировать, давать оценку.

На самом раннем этапе развития, конечно же, используются другие жанры народного творчества, такие как колыбельные, пестушки, потешки. Но, становясь чуть старше, ребенок уже с интересом воспринимает и сказку. Малыша увлекает повторяющийся сюжет. Он не умеет еще проанализировать содержание, но эмоционально окрашенное рассказывание вызовет у него интерес, он прислушивается к интонации, присматривается к мимике рассказчика и постепенно начинает реагировать на знакомую сказку. В дальнейшем к рассказыванию или чтению можно добавить показ иллюстраций или обыграть с помощью пальчикового или настольного театра, что непременно вызовет положительные эмоции. Это будет способствовать не только развитию внимания, памяти, речи, обогащению словарного запаса, но и обогатит воображение ребенка, поможет ему в дальнейшем наиболее ярко представлять образы и сюжеты, предлагаемые взрослыми. Малыш пытается помогать рассказыванию или чтению с помощью звуков, элементарных действий, мимики. Он учится понимать положительные и отрицательные эмоции, распознавать радость и грусть.

В процессе взросления содержание сказки несет уже более глубокий смысл. Важно не только привлечь внимание ребенка к тексту, но и вызвать у него отклик на то или иное действие героев. Здесь уже задачи расширяются. Важно не только обогатить словарь, научить распознавать настроение героев, подчеркнуть их характерные особенности с помощью звукоподражания, но и формировать положительное и отрицательное отношение к поступкам персонажей, учить сопереживать, дружить, приходить на выручку, а также вовлекать в обыгрывание сюжета, развивая творческие способности. Ребенок начинает использовать знакомые сюжеты в играх, придумывании историй и собственных сказок, театрализации и драматизации.

Сказка несет большую воспитательную нагрузку. Хотя содержание этого жанра литературы не занимается наставлениями и нравоучениями напрямую, образы и поступки героев оказывают незаметное сразу, но все же действенное влияние на восприятие ребенком нравственных ценностей и воспитание моральных качеств.

По мнению психолога Шарлотты Бюлер, значение сказки сводится к ее наглядности. Демонстрации действий на первом этапе подводят в дальнейшем ребенка к пониманию их скрытой цели. Сказка дает питание единственной доступной ребенку форме мышления – мышлению по аналогии; развивает механизм представлений и дает богатое и живое содержание для эмоциональной жизни ребенка.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А. Н. Толстой

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год