Первичный источник социализации в дошкольные годы
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья — детский сад — школа — микрорайон». Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях.
Ведь, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред. Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей. Важная задача взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог — семья».
Также важно, помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи — выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии. С этой точки зрения любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме — как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье.
Возникает необходимость в хорошо спланированной совместной деятельности (для повышения социальной зрелости и педагогической компетентности значимого социального окружения ребенка, родителей и педагогов). Переведем теоретический тон статьи в практическое русло. Для этого предлагаем Вам один из вариантов семейного досуга, который может запланировать воспитатель МДОУ с семьей.
Семейный досуг на тему: «Наша дружная семья».
Цель: Развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств детей. Организация совместного досуга родителей и детей. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи.
Задачи:
- Познакомить с одной из форм работы с родителями.
- Развивать творческие способности детей, фантазию, эмоциональную сферу.
- Воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу.
- Помочь становлению нравственных представлений дошкольников о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей.
Форма проведения: конкурсная программа.
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: дети и их родители.
Материал:
- Билетики двух цветов: красные и зеленые, сундучок;
- Жетоны;
- Два ватмана, фломастеры, песочные часы;
- Два мольберта, магниты;
- Скакалки (2шт.);
- 8 конфет, 8 денежных купюр, 2пакета, 2 ложки;
- Музыкальная композиция «Танец маленьких утят».
Ход.
(Родители с детьми входят в зал и берут из сундучка билетики: красные и зеленые, с помощью этих билетиков происходит деление на команды.)
Вед.: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Добрый вечер ребята! Рада приветствовать Вас на нашем семейном развлечении «Наша дружная семья!»
Сегодня наша программа посвящена всем вам: пожилым и молодым, взрослым и детям! Мы собрались здесь, чтобы еще раз рассказать всем, какие дружные семьи у наших ребят. А чтобы это подтвердить, мы проведем несколько конкурсов. У нас есть две команды, предлагаю вам придумать им названия.
Вед.:
Семей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет:
У каждой есть особое, свое,
И нет других, похожих на нее.
– А что думают наши дети о своих семьях? (Дети читают стихи)
Стихи:
1. Семья – это мама,
Семья – это я,
Папа, бабуля,
Мой брат и сестра,
Дедушки, тети –
Все это, друзья,
Семь раз повторяется
В слове СЕМЬЯ!
2. Много пап и мам на свете,
Всей душой их любят дети.
Только есть средь них одни –
Всех дороже мне они.
Кто они? Отвечу я:
МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ!
3. Сегодня конкурс непростой:
Раскроем мы свои таланты.
Семья моя всегда со мной,
И будет все у нас в порядке!
Вед. : Предлагаю небольшую разминку для детей. Ребята, я назову разные виды работы, а вы хором ответьте, кто выполняет эту работу папа или мама.
- стирает,
- водит автомобиль,
- варит обед,
- ремонтирует телевизор,
- моет пол,
- огород пашет,
- детей в садик собирает,
- цветы поливает,
- на диване отдыхает,
- вяжет,
- дрова колет,
- дом строит.
Вед.: Молодцы! Видите, ребята как много разных дел умеют выполнять ваши родители! А сегодня мы посмотрим, могут ли ваши родители так же хорошо играть, развлекаться и участвовать в конкурсах!
Вед. : 1 Конкурс: «Семейный марафон».
Приглашаем по одной семье из каждой команды. Вам предстоит решить непростую задачку! Будьте очень внимательны!
Задачка: Посчитать, сколько родственников в этой семье:
(Победитель получает жетон . Каждый жетон приносит одно очко команде)
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я
Какая же у нас семья?
(6 человек – дед и бабка, отец и мать, сын и дочь.)
Вед.: 2 конкурс «Мой дом – моя крепость».
У Себастьяна Бранта есть такие строки:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему,
А дом его – большая крепость!
Предлагаем вам за 2 минуты нарисовать свой дом. И помните: ваш дом – ваша крепость! Родители рисуют дом за 1мин, дети декор дома (украшают его) -1мин. (Участвуют родители и дети. Каждой команде по жетону)
Вед.: Следующий 3 конкурс называется «Кто быстрее».
На расстоянии 3-5шагов поставить спинками друг к другу 2стульчика. Протянуть под стульями скакалку так, чтобы концы были видны. Игроки под звуки музыки начинают двигаться вокруг стульчиков (танцевальные движения), как только музыка стихнет, должны сесть на стул и вытянуть скакалку. Тот, кто сумеет сделать это первым, побеждает. В игре принимают участие одновременно 2пары: только родители и только дети.
(Победители приносят в команду по жетону)
Вед.: А конкурс №4, для пап называется «Федорино Горе».
Послушайте отрывок из детской сказки К.Чуковского «Федорино горе»:
И ответила посуда:
-Было нам у бабы худо,
Не любила нас она:
Загубила нас она.
Запылила, закоптила.
Била, била нас она.
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам.
Предлагаем папам перечислить кухонную утварь, которая может быть в домашнем хозяйстве. Но называть нужно ласково, чтобы посуда от вас не убежала. Чье слово будет последним – тот и побеждает. Повторять слова соперника нельзя! Папы по очереди называют предметы.
(Конкурс может проводиться и среди мам. Победителю жетон)
Вед.: Уважаемые родители, а вы любите читать детям сказки? Сейчас мы это и проверим! Все дети любят и знают сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо вы их знаете.
5 Конкурс «Угадай сказку».
(В конкурсе зачитывается описание сказки, а дети и родители должны угадать название сказки. Отвечают по очереди каждая команда, если команда не знает - вопрос переходит соперникам. Жетон за правильный ответ)
Сказки:
1. Послушал лисьего совета:
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)
2. Мальчик в джунглях очутился
И с волками подружился,
И с медведем, и с пантерой.
Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)
3. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).
4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
5. Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. Он к меду поднимался и умудрялся петь:
«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь»). («Вини - Пух»)
7. Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (Кай)
8. Как зовут поэта в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (Пьеро)
Вед.: Вы очень ловко справляетесь с заданиями! Какие вы молодцы! Дальше конкурс №6 : «Вперед по магазинам!».
Мы не сомневаемся в том, что деньги вы зарабатывать умеете. А умеете ли вы их тратить? Приятное удовольствие, не правда ли? Сейчас вы отправитесь в воображаемый магазин за конфетами. Ваш ребенок должен принести Вам в маленькой ложечке конфетку в пакет, а вы (мама или папа) после этого на тыльной стороне ладони должен отнести деньги в магазин и вернуться обратно, не уронив их. По количеству купленных конфет мы найдем победителя! В магазине всего – 8 конфет, так что поторопитесь!
(Участники из двух команд, победитель получает жетон)
Вед: А теперь 7 конкурс для наших деток «Урок ВЕЖЛИВОСТИ».
(Участники - дети. Ответы хором. Каждая команда получает по жетону)
Необходимо продолжить:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Вед.: А сейчас последний конкурс « Моя танцевальная семья!». Ребята, приглашайте своих родителей на танец в круг! («Танец маленьких утят»)
Ведущая: А сейчас слово нашим детям.
ДЕТИ (вместе):
Уважаемые родители! Вам желаем, чтобы мы Вас не огорчали, Чтобы майки и трусы Сами мы стирали. Чтоб не ныли, не дрались, Вам мы не грубили. Только надо, чтобы вы Нам примером были.
ДЕТИ:
Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:
1. Не разговаривайте во время еды!
2. Не качайтесь на стуле!
3. Мойте руки перед едой!
4. Не смотрите долго телевизор!
5. Не ешьте много сладкого!
6. Сидите ровно!
7. Не пачкайте и не рвите одежду!
8. Не трогайте кошек!
9. Не читайте лежа!
10. Не грубите!
Вед.: Вот и подошла к концу наша встреча! В игре участвовали самые ловкие, смелые и умелые! А пока жюри подводит итоги и подсчитывает баллы, я хотела бы вам прочесть стихотворение:
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье - короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Автор: Воспитатель 2кв. категории Котельникова Ю.А. ЯНАО г.Ноябрьск, МДОУ «ЗОЛУШКА»
|