Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Повышение воспитательного потенциала семьи средствами проектной деятельности
Праздник "День Семьи"
Автор: Назарова Елена Юрьевна   
25.07.2024 18:42

Повышение воспитательного потенциала семьи средствами проектной деятельностиПовышение воспитательного потенциала семьи средствами проектной деятельности

Елена Юрьевна Назарова, старший воспитатель, ГБОУ Школа 17, ДО 2, г. Москва

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы дошкольного отделения по вовлечению родителей в образовательный процесс на основе проектной деятельности.

Ключевые слова: образовательный комплекс, взаимодействие, партнерские отношения, единое образовательное пространство, проектная деятельность, цифровые технологии.

Социо-культурная ситуация в дошкольном образовании сегодня такова, что все дошкольные организации России с 1 сентября 2023 года осуществляют переход на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФРП ДО, Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028), которая позволит реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, а именно:

 

скачать конспект

воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания[3, с 5]. Данный переход предполагает изучение педагогическими коллективами ФОП ДО и корректировку содержания образовательного процесса в соответствии с ее требованиями.

В ФОП ДО иметодических рекомендациях определены научно-теоретические позиции разработки содержания Программы, среди которых есть тезис, что семья является важнейшим институтом воспитания, фактором развития и образования ребенка дошкольного возраста, а также указаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся – это психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение ее воспитательного потенциала через информирование и просвещение родителей, развитие ответственного и осознанного родительства, а также вовлечение родителей в образовательный процесс [3, с 143; 2, с.11].

Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательного процесса, имеющая социально — значимый характер, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса[1, с. 4].

Взаимодействие воспитателей и специалистов с родителями осуществляется на основе принципов: приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; открытости; взаимного доверия и уважения; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждойсемье[ФОП ДО, с 144].

Образовательная организация — это открытая система, и сегодня этот тезис не вызывает сомнений. По утверждению ученых, «открытость внутрь» предполагает изменение образовательного процесса, который должен быть более свободным, гибким, дифференцированным, активным и интересным для взаимодействия всех его участников (воспитателей, детей и родителей).

Педагогический коллектив ДО 2 ГБОУ Школы 17 старается выстраивать продуктивные отношения с семьями обучающихся в форме сотрудничества и установления партнерских отношений.

В нашем понимании «взаимодействие» — это общение «на равных», признание партнерства, активное сотрудничество на основе социальной перцепции. Перед участниками образовательного процесса стоят единые задачи, решение которых направлены на ребенка, его воспитание, обучение и развитие. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, а такжевзаимодействие позволяет не только актуализировать его участникам свои возможности и потенциалы, но и приобрести необходимую информацию, навыки, личностные качества.

По нашему мнению, проектная деятельность, как комплексная и интегрированная, создает условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а проводимые мероприятия, используемые формы и методы взаимодействия в рамкахпроекта, которые реализовываются на основе изучения запросов и интересов родителей и детей, должны быть активными, стимулировать творческий потенциал, предоставлять выбор в получении информации, предлагаемой деятельности и культурных практик.

Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности позволяет влиять на формирование ответственности родителей за развитие и воспитание детей, гармонизацию детско-родительских отношений и предоставление им психолого-педагогической помощи.

Опыт работы по проектной деятельности, в частности, реализации долгосрочного проекта «Наша Родина большая, необъятная страна …», который состоял из шести мини-проектов, и был направлен на формирование основ гражданственности и патриотизма. Содержанием которых стало ознакомление детей с Москвой, развитие интереса к культуре разных народов и их традициям. Данная деятельность в рамках мини-проектов была бы невозможна без помощи и непосредственном участии родителей, в связи с этим, одной из задач, стало привлечение родителей к активному участиюв образовательном процессе.

Опрос воспитателей показал, что, в основном, родители положительно относятся к реализации проекта и с удовольствием будут включаться в разнообразныевиды деятельности, проявляя свои возможности и творческие способности. Однако, некоторые из воспитателей испытывают сложности во взаимодействии с семьями обучающихся, которые связаны с умением эффективно общаться, находить аргументы и мотивировать родителей участвовать в предлагаемых мероприятиях.

В связи с этим возникают вопросы: «Как выстраивать взаимодействие с родителями?», «Как мотивировать родителей на участие в проектной деятельности?», «Какие методы и приемы использовать для вовлечения родителей в данную деятельность?» и др. Ответы на все эти вопросы воспитатели получили в процессе семинара- практикума с элементами тренинга: «Учимся взаимодействовать», гдеони уточняли некоторые теоретические положения по проблеме, а также овладевали приемами эффективного общения и установления позитивного контакта с родителями с позиции диалога. Воспитатели для себя определили несколько важных аспектов, которые они будут использовать в практической деятельности, а именно: осуществлять индивидуальный подход к каждой семье; общаться с родителями уважительно и дипломатично, соблюдая этические нормы; общение должно быть двусторонним; использовать техники «Сэндвич», «Я»; проявлять терпение; показывать свою заинтересованность в успешном развитии ребенка; предоставлять осуществлять выбор, объединять детей и родителей в совместной продуктивной и досуговой деятельности.

Взаимодействие с родителями осуществлялась по следующим направлениям: информационно- аналитическое, познавательное, досуговое, и наглядно-информационное.

Структурной единицей каждого мини-проекта был1 этап –подготовительный (мотивационный), именно на этом этапе осуществлялась информационно-аналитическое направление, где были спланированы: беседы с детьми, опросы (анкетирование), тестирование с родителями. Данная работа позволила отследить уровень компетентности родителей, запросы и отношение их к предлагаемой деятельности. Так, например, содержание мотивационного этапа мини-проекта «Нам семейные традиции важны!»

представлено втаблица 1.

Таблица 1- Содержание мотивационного этапа мини-проекта «Нам семейные традиции важны!»

1 этап – подготовительный (мотивационный)

Цель: Мотивировать участников образовательного процесса на взаимодействие в проекте, спроектировать его содержание и обеспечить материально-техническое и методическое сопровождение.

1. 1 Создание эмоционально благополучной атмосферы в процессе взаимодействия ДО с родителями обучающихся.

1. 2 Проектирование тематического плана в рамках мини- проекта, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

1. 3 Анкетирование родителей «Традиции вашей семьи»

1. 4 Создание предметно-пространственной среды:

подбор народных игрушек, подвижных и дидактических игр, художественной литературы, стихов, загадок, видеоматериалов.

1. 5 Разработать рекомендации для родителей по темам: «Читаем детям», «Выходной, выходной-папа целый день со мной!», «Празднуем День рождения!» и представить их групповом чате.

Мы очень хорошо понимали, что Москва, как культурно-историческое пространство, необходимо в полной мере использовать для развития детей и объединения всех участников образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) с учетов их возрастных особенностей и интересов.

В связи с этим, на 2 этапе – основном (содержательном) мини-проектов было спланировано и реализовано взаимодействие с семьями обучающихся по следующим направлениям: познавательное, досуговое и наглядно-информационное. В проектной деятельности эти направленияхорошоинтегрируются.

Родители самостоятельно определяли маршруты прогулок, экскурсий по Москве, в доступной для детей форме рассказывали о достопримечательностях, фотографировали интересные объекты, а дети делились своими впечатлениями со сверстниками, рассматривая фотографии, продукты деятельности, отвечали на вопросы. Впоследствии, их творческие работы были экспонатами выставок и участвовали в конкурсах. Одна из групп дошкольного отделения накапливает опыт совместных экскурсий по городу родителей с детьми под руководством воспитателя в рамках клуба «Я шагаю по Москве». В данном случае тематика и маршрут экскурсий согласовывается с родителями, а воспитатель готовит содержательную часть, которая включает ознакомление детей с улицами города и посещение интерактивных музеев. В этой группе уже сложились определенные традиции оформления полученных впечатлений и обмен информацией об интересных объектах, с последующей трансляцией в официальных социальных сетях ГБОУ Школы №17.

При организации досуговой деятельности (праздники. досуги), которых достаточно много, постоянно участвуют родители не только как зрители, а активные участники этих мероприятий.

Содержание взаимодействия с семьями обучающихся основного этапа мини-проектов представлено втаблица 2.

Таблица 2 — Взаимодействие с семьями обучающихся в условиях реализации проекта «Наша Родина большая, необъятная страна …»

Название мини-проекта Взаимодействие с семьями обучающихся

Мини-проект «Нам семейные традиции важны…» (младшая группа) Конкурсы: «Синичкин день», «Мастерская ёлочных игрушек».

Мини-музей «Народная игрушка» (

Фотовыставки: «Мамочка, любимая моя…», «Моя семья", «Праздники и традиции моей семьи".

Праздники и досуги: «Новый год», «Колядки». «Масленица»,

«8 марта-мамин день!», «Пасха», «9 мая»

Мини-проект «Необычные дома Москвы» (средняягруппа) Прогулки по городу: «Дом, в котором я живу», «Дома на моей улице», «Необычные дома Москвы»

Фотовыставки: «Мир вокруг нас», «Гуляем, да присматриваемся…, «Где были, что видели…»

Выставки детского творчества: «Дом мечты…», коллаж «Дома праздничного города»,

Мини-проект

«С чего начинается Родина…» (средняягуппа.) Прогулки по району «Коньково» (Усадьба и парк Узкое, Парк культуры и отдыха «Яблоневый сад», памятник генералу А.П. Ермолову, Ледовый дворец «Хрустальный» и др.)

Фотовыставка: «Коньково в объективе»

Выставки детского творчества: «Удивительное рядом», «Прекрасно Коньково в любую погоду..»

Мини-проект

«Москва моя и твоя…» (старшая группа) Посещение достопримечательностей Москвы (Красная площадь,

музей народного костюма, ТКЗ «Юность», ВВЦ).

Конкурсы: «Костюмы народов России», «Семейные традиции»,

Московская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы».

Выставки детского творчества: «Москва глазами детей» Фотовыставка: «Дружная семья», «Лучший город Земли…»

Мини-проект «Преданья старины глубокой…» (старшая группа) Книги для домашнего чтения (буккроссинг)

Экскурсии выходного дня: «Львы Москвы» (с посещением Красной площади и Александровского сада, улиц «Остоженка» и «Пречистенка», «Никитские ворота».

Посещение музеев: «Огни Москвы», «Палаты бояр Романовых», «Дом-музей Максима Горького (особняк Рябушинских), «Музей Москвы», «По сусекам».

Посещение достопримечательностей и праздничных мероприятийМосквы: «День города», «Усадьба Деда Мороза».

Фотовыставка: «Мы гуляли по Москве»

Вернисаж детских работ: «Моя улица», «Спасская башня», «Бессмертный полк».

Мини-проект

«Башни Московского Кремля» (подготовительная группа) Посещение достопримечательностей Москвы (Московский Кремль, Красная площадь, музеи на территории Кремля, Царь-пушка, Царь-колокол и др.).

Конкурсы: «Семейные традиции», «Дорога к храму», Московская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы».

Выставки детского творчества: «Москва глазами детей», «Прогулки по Москве»;

Фотовыставки: «С днем рождения Москва!», «Огни Москвы».

Таким образом, постоянное развитие образовательного потенциала мегаполиса дает возможность использовать его в целях приобщения детей к культурным ценностям и воспитывать патриотические чувства. А проектная деятельность, способствуяосвоению нового территориального контента через интеграцию разных видов деятельности и вовлечение родителей в образовательный процесс, благоприятно влияет на развитие ответственного и осознанного родительства, а также эффективного взаимодействия родителей и воспитателей в форме сотрудничества.

Литература

  1. Арнаутова Е. П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детей 6-7 лет. ФГОС ДО. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016. – 111 с.
  2. Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 110 с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год