Повышение воспитательного потенциала семьи средствами проектной деятельности |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Назарова Елена Юрьевна | |||
25.07.2024 18:42 | |||
Повышение воспитательного потенциала семьи средствами проектной деятельности Елена Юрьевна Назарова, старший воспитатель, ГБОУ Школа 17, ДО 2, г. Москва Аннотация. В статье рассматривается опыт работы дошкольного отделения по вовлечению родителей в образовательный процесс на основе проектной деятельности. Ключевые слова: образовательный комплекс, взаимодействие, партнерские отношения, единое образовательное пространство, проектная деятельность, цифровые технологии. Социо-культурная ситуация в дошкольном образовании сегодня такова, что все дошкольные организации России с 1 сентября 2023 года осуществляют переход на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФРП ДО, Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028), которая позволит реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, а именно:
воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания[3, с 5]. Данный переход предполагает изучение педагогическими коллективами ФОП ДО и корректировку содержания образовательного процесса в соответствии с ее требованиями. В ФОП ДО иметодических рекомендациях определены научно-теоретические позиции разработки содержания Программы, среди которых есть тезис, что семья является важнейшим институтом воспитания, фактором развития и образования ребенка дошкольного возраста, а также указаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся – это психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение ее воспитательного потенциала через информирование и просвещение родителей, развитие ответственного и осознанного родительства, а также вовлечение родителей в образовательный процесс [3, с 143; 2, с.11]. Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательного процесса, имеющая социально — значимый характер, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса[1, с. 4]. Взаимодействие воспитателей и специалистов с родителями осуществляется на основе принципов: приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; открытости; взаимного доверия и уважения; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждойсемье[ФОП ДО, с 144]. Образовательная организация — это открытая система, и сегодня этот тезис не вызывает сомнений. По утверждению ученых, «открытость внутрь» предполагает изменение образовательного процесса, который должен быть более свободным, гибким, дифференцированным, активным и интересным для взаимодействия всех его участников (воспитателей, детей и родителей). Педагогический коллектив ДО 2 ГБОУ Школы 17 старается выстраивать продуктивные отношения с семьями обучающихся в форме сотрудничества и установления партнерских отношений. В нашем понимании «взаимодействие» — это общение «на равных», признание партнерства, активное сотрудничество на основе социальной перцепции. Перед участниками образовательного процесса стоят единые задачи, решение которых направлены на ребенка, его воспитание, обучение и развитие. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, а такжевзаимодействие позволяет не только актуализировать его участникам свои возможности и потенциалы, но и приобрести необходимую информацию, навыки, личностные качества. По нашему мнению, проектная деятельность, как комплексная и интегрированная, создает условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а проводимые мероприятия, используемые формы и методы взаимодействия в рамкахпроекта, которые реализовываются на основе изучения запросов и интересов родителей и детей, должны быть активными, стимулировать творческий потенциал, предоставлять выбор в получении информации, предлагаемой деятельности и культурных практик. Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности позволяет влиять на формирование ответственности родителей за развитие и воспитание детей, гармонизацию детско-родительских отношений и предоставление им психолого-педагогической помощи. Опыт работы по проектной деятельности, в частности, реализации долгосрочного проекта «Наша Родина большая, необъятная страна …», который состоял из шести мини-проектов, и был направлен на формирование основ гражданственности и патриотизма. Содержанием которых стало ознакомление детей с Москвой, развитие интереса к культуре разных народов и их традициям. Данная деятельность в рамках мини-проектов была бы невозможна без помощи и непосредственном участии родителей, в связи с этим, одной из задач, стало привлечение родителей к активному участиюв образовательном процессе. Опрос воспитателей показал, что, в основном, родители положительно относятся к реализации проекта и с удовольствием будут включаться в разнообразныевиды деятельности, проявляя свои возможности и творческие способности. Однако, некоторые из воспитателей испытывают сложности во взаимодействии с семьями обучающихся, которые связаны с умением эффективно общаться, находить аргументы и мотивировать родителей участвовать в предлагаемых мероприятиях. В связи с этим возникают вопросы: «Как выстраивать взаимодействие с родителями?», «Как мотивировать родителей на участие в проектной деятельности?», «Какие методы и приемы использовать для вовлечения родителей в данную деятельность?» и др. Ответы на все эти вопросы воспитатели получили в процессе семинара- практикума с элементами тренинга: «Учимся взаимодействовать», гдеони уточняли некоторые теоретические положения по проблеме, а также овладевали приемами эффективного общения и установления позитивного контакта с родителями с позиции диалога. Воспитатели для себя определили несколько важных аспектов, которые они будут использовать в практической деятельности, а именно: осуществлять индивидуальный подход к каждой семье; общаться с родителями уважительно и дипломатично, соблюдая этические нормы; общение должно быть двусторонним; использовать техники «Сэндвич», «Я»; проявлять терпение; показывать свою заинтересованность в успешном развитии ребенка; предоставлять осуществлять выбор, объединять детей и родителей в совместной продуктивной и досуговой деятельности. Взаимодействие с родителями осуществлялась по следующим направлениям: информационно- аналитическое, познавательное, досуговое, и наглядно-информационное. Структурной единицей каждого мини-проекта был1 этап –подготовительный (мотивационный), именно на этом этапе осуществлялась информационно-аналитическое направление, где были спланированы: беседы с детьми, опросы (анкетирование), тестирование с родителями. Данная работа позволила отследить уровень компетентности родителей, запросы и отношение их к предлагаемой деятельности. Так, например, содержание мотивационного этапа мини-проекта «Нам семейные традиции важны!» представлено втаблица 1. Таблица 1- Содержание мотивационного этапа мини-проекта «Нам семейные традиции важны!» 1 этап – подготовительный (мотивационный) Цель: Мотивировать участников образовательного процесса на взаимодействие в проекте, спроектировать его содержание и обеспечить материально-техническое и методическое сопровождение. 1. 1 Создание эмоционально благополучной атмосферы в процессе взаимодействия ДО с родителями обучающихся. 1. 2 Проектирование тематического плана в рамках мини- проекта, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей. 1. 3 Анкетирование родителей «Традиции вашей семьи» 1. 4 Создание предметно-пространственной среды: подбор народных игрушек, подвижных и дидактических игр, художественной литературы, стихов, загадок, видеоматериалов. 1. 5 Разработать рекомендации для родителей по темам: «Читаем детям», «Выходной, выходной-папа целый день со мной!», «Празднуем День рождения!» и представить их групповом чате. Мы очень хорошо понимали, что Москва, как культурно-историческое пространство, необходимо в полной мере использовать для развития детей и объединения всех участников образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) с учетов их возрастных особенностей и интересов. В связи с этим, на 2 этапе – основном (содержательном) мини-проектов было спланировано и реализовано взаимодействие с семьями обучающихся по следующим направлениям: познавательное, досуговое и наглядно-информационное. В проектной деятельности эти направленияхорошоинтегрируются. Родители самостоятельно определяли маршруты прогулок, экскурсий по Москве, в доступной для детей форме рассказывали о достопримечательностях, фотографировали интересные объекты, а дети делились своими впечатлениями со сверстниками, рассматривая фотографии, продукты деятельности, отвечали на вопросы. Впоследствии, их творческие работы были экспонатами выставок и участвовали в конкурсах. Одна из групп дошкольного отделения накапливает опыт совместных экскурсий по городу родителей с детьми под руководством воспитателя в рамках клуба «Я шагаю по Москве». В данном случае тематика и маршрут экскурсий согласовывается с родителями, а воспитатель готовит содержательную часть, которая включает ознакомление детей с улицами города и посещение интерактивных музеев. В этой группе уже сложились определенные традиции оформления полученных впечатлений и обмен информацией об интересных объектах, с последующей трансляцией в официальных социальных сетях ГБОУ Школы №17. При организации досуговой деятельности (праздники. досуги), которых достаточно много, постоянно участвуют родители не только как зрители, а активные участники этих мероприятий. Содержание взаимодействия с семьями обучающихся основного этапа мини-проектов представлено втаблица 2. Таблица 2 — Взаимодействие с семьями обучающихся в условиях реализации проекта «Наша Родина большая, необъятная страна …» Название мини-проекта Взаимодействие с семьями обучающихся Мини-проект «Нам семейные традиции важны…» (младшая группа) Конкурсы: «Синичкин день», «Мастерская ёлочных игрушек». Мини-музей «Народная игрушка» ( Фотовыставки: «Мамочка, любимая моя…», «Моя семья", «Праздники и традиции моей семьи". Праздники и досуги: «Новый год», «Колядки». «Масленица», «8 марта-мамин день!», «Пасха», «9 мая» Мини-проект «Необычные дома Москвы» (средняягруппа) Прогулки по городу: «Дом, в котором я живу», «Дома на моей улице», «Необычные дома Москвы» Фотовыставки: «Мир вокруг нас», «Гуляем, да присматриваемся…, «Где были, что видели…» Выставки детского творчества: «Дом мечты…», коллаж «Дома праздничного города», Мини-проект «С чего начинается Родина…» (средняягуппа.) Прогулки по району «Коньково» (Усадьба и парк Узкое, Парк культуры и отдыха «Яблоневый сад», памятник генералу А.П. Ермолову, Ледовый дворец «Хрустальный» и др.) Фотовыставка: «Коньково в объективе» Выставки детского творчества: «Удивительное рядом», «Прекрасно Коньково в любую погоду..» Мини-проект «Москва моя и твоя…» (старшая группа) Посещение достопримечательностей Москвы (Красная площадь, музей народного костюма, ТКЗ «Юность», ВВЦ). Конкурсы: «Костюмы народов России», «Семейные традиции», Московская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Выставки детского творчества: «Москва глазами детей» Фотовыставка: «Дружная семья», «Лучший город Земли…» Мини-проект «Преданья старины глубокой…» (старшая группа) Книги для домашнего чтения (буккроссинг) Экскурсии выходного дня: «Львы Москвы» (с посещением Красной площади и Александровского сада, улиц «Остоженка» и «Пречистенка», «Никитские ворота». Посещение музеев: «Огни Москвы», «Палаты бояр Романовых», «Дом-музей Максима Горького (особняк Рябушинских), «Музей Москвы», «По сусекам». Посещение достопримечательностей и праздничных мероприятийМосквы: «День города», «Усадьба Деда Мороза». Фотовыставка: «Мы гуляли по Москве» Вернисаж детских работ: «Моя улица», «Спасская башня», «Бессмертный полк». Мини-проект «Башни Московского Кремля» (подготовительная группа) Посещение достопримечательностей Москвы (Московский Кремль, Красная площадь, музеи на территории Кремля, Царь-пушка, Царь-колокол и др.). Конкурсы: «Семейные традиции», «Дорога к храму», Московская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Выставки детского творчества: «Москва глазами детей», «Прогулки по Москве»; Фотовыставки: «С днем рождения Москва!», «Огни Москвы». Таким образом, постоянное развитие образовательного потенциала мегаполиса дает возможность использовать его в целях приобщения детей к культурным ценностям и воспитывать патриотические чувства. А проектная деятельность, способствуяосвоению нового территориального контента через интеграцию разных видов деятельности и вовлечение родителей в образовательный процесс, благоприятно влияет на развитие ответственного и осознанного родительства, а также эффективного взаимодействия родителей и воспитателей в форме сотрудничества. Литература
|