РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Варварова Галина Сергеевна Гащенко Юлия Петровна Стаханова Светлана Петровна | |||
27.05.2024 12:19 | |||
РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Понимание роли семьи в детском образовании является одной из ключевых тем в педагогических исследованиях. В современном обществе семья играет важную роль в формировании ценностей, навыков и знаний ребенка. Настоящая статья представляет собой комплексный взгляд на участие семьи и её взаимодействие с воспитателем, как главным звеном дошкольного образования. Под дошкольным понимается образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в процессе его воспитания и обучения. Семья закладывает основы, а дошкольное учреждение, вооружившись самыми современными игровыми и ролевыми методиками, их развивает. Физическое будущее детей лежит в большей степени в зоне ответственности профильного педагога во всех детских садах, который обладает максимально подробным методическим обеспечением вплоть до метров на каждое упражнение.
Интеллектуальное развитие ребёнка также не вызывает вопросов, ведь речь идёт о первичных знаниях об окружающем мире, т.е. его познавательных способностях. Но сферы творчества, речевого, социально-коммуникативного развития тесно связаны с психоэмоциональным развитием воспитанника. Семья является главным источником формирования ценностных ориентаций у ребенка. Родители играют ключевую роль в передаче нравственных, этических и социальных норм. Воздействие семьи на развитие эмоционально — волевой сферы в дошкольном возрасте является основой для последующего успешного обучения ребенка. Семья также является первым и основным местом, где ребенок начинает активно осваивать речь и развивать коммуникативные навыки. Интерактивное общение со взрослыми членами семьи развивает словарный запас ребенка и умение коммуницировать с другими людьми. Данное общение является основополагающим для дошкольной подготовки и успехов в дальнейшем школьном обучении. Однако актуальные исследования указывают на неудовлетворённость детей в их потребности в контактах с родителями. Для современных родителей, по мнению 68% педагогов, проблемой является отсутствие времени для общения и взаимодействия с ребёнком. Характерно, что только 34% родителей отмечают лёгкость общения со своим ребёнком. Модель поведения, приобретённая внутри семьи, значительно отличается от ребёнка к ребёнку, требуя уже от воспитателя её распознать и по необходимости скорректировать методику взаимодействия с воспитанником. Стоит задача найти индивидуальный подход к дошкольнику в соответствие с его темпераментом и уровнем развития психоэмоциональной сферы. Но что сможет сделать воспитатель в условиях неполного выполнения семьёй своих социальных обязанностей? Ведь несмотря на закрытые материальные потребности, детям, как было сказано выше, не достаёт взаимодействия с родителями. Может ли воспитатель удовлетворить нужду ребёнка во внимании и уважении, в деловом партнёрстве, во взаимопонимании и сотрудничестве? Близость к воспитателю, как альтернативному значимому взрослому, в определённой степени есть у многих детей – в силу значительной рабочей занятости родителей. И обладая профессиональной подготовкой, большим опытом педагог действительно может предоставить детям максимум своего внимания. Но сколько их, детей? В рамках работы с группой из 10-20 детей нет никакой вероятности, что воспитатель сможет в полной мере удовлетворить потребности одного ребёнка. Дошкольная педагогическая работа подразумевает совсем иную, не домашнюю атмосферу социализации со сверстниками и надзора воспитателя. В итоге 43% дошкольников не рассматривает педагогов как партнёров по общению. Большое количество запретов, заорганизованность усложняют естественную самореализацию детей, их инициативу и самостоятельность. Главным решением этой проблемы для родителей остаётся взаимодействие с воспитателем. На постоянной основе ключевое место занимают групповые формы: родительские собрания, выставки творчества детей, утренники и более крупные массовые мероприятия с привлечением к участию родителей. Они помогают поддерживать контакт родителей и педагога, отмечать успехи и трудности в развитии ребёнка. Имеют место и индивидуальные методики: беседы, консультации, поручения. Они применяются постоянно, являясь неотъемлемой частью дошкольного образования. Индивидуальные формы ныне активно расширены возможностями интернета, предлагая родителям и воспитателям чаты и информационные образовательные системы. Отдельно стоит отметить деловые игры. Они максимально приближают участников игры к реальному положению, формируют навыки быстрого принятия педагогически целесообразных решений, умения вовремя увидеть и исправить ошибку. Сотрудничество между семьей ребенка и дошкольным учреждением имеет ключевое значение в его развитии. Родители должны быть вовлечены в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Постоянный обмен информацией и индивидуальное взаимодействие способствуют созданию благоприятной образовательной среды для ребенка. Семья играет незаменимую роль в современном дошкольном образовании. Воспитательная поддержка и сотрудничество между семьей и дошкольными учреждениями являются неотъемлемыми элементами, способствующими развитию ребенка. Понимание и учет влияния семьи в дошкольном образовании позволит создать оптимальные условия для развития каждого ребенка в детском саду.
|