Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследовательски-творческий проект «Семь Я» в старшей группе для детей 5-6 лет
Праздник "День Семьи"
Автор: Кормиличева Елена Михайловна Дударева Татьяна Аркадьевна   
10.09.2023 21:16

Исследовательски-творческий проект «Семь Я» в старшей группе для детей 5-6 летИсследовательски-творческий проект «Семь Я» в старшей группе для детей 5-6 лет

Авторы воспитатели:

  • Кормиличева Елена Михайловна,
  • Дударева Татьяна Аркадьевна

МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» пгт Камские Поляны НМР РТ

Пояснительная записка

Проект «Семейный альбом» направлен на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. В данном проекте представлены формы работы по возрождению и сохранению семейных традиций.

«Семейный альбом» – это модель создания «Генеалогического древа», обоснованная устными и письменными свидетельствами и фотодокументами; история семьи, сложенная из конкретных фактов, из конкретных судеб родных, из тех документов, которые будут собраны на данном отрезке времени. Совместная деятельность с родителями и представителями старших поколений по восстановлению родословной способствует укреплению внутрисемейных связей, более глубокому осмыслению ценности семьи. Познание истории страны через призму судеб близких и далёких предков способствует формированию патриотических чувств.

На современном этапе проблема разного рода взаимодействий актуальна в том число ДОУ и семьи. Наиболее важным и основным аспектом для нас является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 

Характеристика проекта

По содержанию: духовно-нравственный; по числу и возрасту участников — 19 детей 5-6 лет; по времени проведения – долгосрочный; по характеру контактов — в рамках ДОУ, групповой, совместный с родителями, психологом, музыкальным руководителем.

Актуальность проблемы:

Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, эмоциональная разобщенность ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают, современные исследования у многих родителей появилась потребность, в «хорошем ребенке». Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это в свою очередь, ведет к различного рода нарушениям в плане мироощущения ребенка и возникновению проблем его личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого идут нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.

Цель проекта:

Объединить интересы детей и взрослых в возрождении и сохранении семейных традиций.

Задачи проекта:

- Вызвать интерес к своим близким, друзьям и к самому себе.

- Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей.

- Привлечь родителей к созданию семейных альбомов. Выделить в режиме дня время для рассматривания и обсуждения фотографий.

- Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей.

- Содействовать половой идентификации, пониманию поло-ролевых функций.

- Воспитывать чувство гордости к своей нации и чувство уважения к людям других национальностей.

Методы проекта.

Рассказ воспитателя, беседы, чтение и заучивание стихов, работа с пословицами и загадками, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин; вопросы к детям, ответы на итоговые вопросы, практическая деятельность, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые игры

Гипотеза проекта:

Детство важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку, в детские годы, что вошло в его разум и его сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш.

Ожидаемые результаты проекта

Решение проблемы сплочения семьи, сближение взрослых и детей как двух равноправных и равновеликих сторон

У детей:

  • накопление представлений о семье, своей родословной, о традициях своей семьи; осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни и пробуждение чувства радости и гордости за свою семью

- проявление благодарности, заботливости и внимания к родителям и старшему поколению семьи; желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности.

У родителей:

  • возрождение и сохранение семейных традиций; активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в поисковой и художественно-творческой деятельности

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов:

  • содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений

- разработка комплекса занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья».

Реализация содержания проекта.

Реализация проекта «Семейный альбом» началась с изучения мнений родителей и детей по вопросу «Что же такое семья, и какое значение она имеет в жизни взрослого и ребенка», которые показали, что работа по теме возрождения и сохранения семейных традиций для нравственно-патриотического воспитания ребенка дошкольного возраста важна и актуальна.

Постановка проблемной ситуации для детей «Зачем человеку нужна семья? Можно ли прожить без семьи?» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в фольклоре (пословицы и поговорки, сказки русские, татарские, удмуртские, чувашские), в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я и моя семья», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать причастность к своей семье, ощутить гордость за таких интересных, творческих членов своей семьи.

Выполнение поискового задания заинтересовало не только детей, но и взрослых, вместе они искали свои семейные корни, семейные реликвии, фотографии, готовили сообщения, красочно оформляли семейные родословные. По откликам родителей, бабушек и дедушек, поисковая работа сблизила членов семьи, позволила узнать много интересного из истории семьи.

Итогом реализации проекта явилось развлечение «Семь Я». Ярким получился праздник, который представил три поколения семьи, разные национальности, раскрыл в творческих конкурсах семейные традиции и творческий потенциал каждой семьи.

На наш взгляд, проект «Семейный альбом» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости родственных отношений, способность следовать нравственным нормам и правилам семьи. А с любви к своей семье, к родному дому начинается любовь к городу, краю, где ты родился и живешь, к своему Отечеству.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Подготовительный:

  • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
  • совместное нахождение и чтение литературы о семье, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок, стихотворений
  • подбор художественного материала (репродукции картин художников, рассказы, музыкальные произведения) воспитателями

- подбор дидактического и методического оснащения проекта.

II этап — основной

Беседа о семье

Рассматривание альбома «Моя семья»

Чтение народных сказок о семье ( «Айога», «Маша и медведь» «Аленушка и братец Иванушка» «Сказка об умном мышонке» С. Маршак)

Дидактические игры «Кто главный», «Кого как зовут»;

Конкурс поделок из природного материала на тему «Дары природы»

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Путешествие»

Развлечение совместно с бабушками «В гости к бабушке на оладушки»

Развлечение совместно со старшими (младшими) братьями и сестрами «Нептун в гостях у ребят»

Составление рассказов «Мой старший брат», «Семейные традиции», «Наш семейный досуг»

Развлечение «Мы защитники Отечества»

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Презентация проекта развлечение «Семь Я»

Работа с родителями:

  1. Создание «Семейного альбома» группы.
  2. Совместная деятельность педагога и родителей по созданию папки «10 семейных традиций, которые делают наши семьи крепкими и счастливыми».
  3. Привлечение к участию в конкурсах рисунков, поделок, проводимых в ДОУ.
  4. Консультации для родителей. «Что такое генеалогическое древо?», «Имя моего ребёнка».
  5. Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»

Анализ результатов проекта

В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей сформировались представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширились знания о ближнем окружении, дети научились разбираться в родственных связях. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

В результате активной творческой работы семей в группе появился «Семейный альбом» группы, который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Стоит отметить, что этот альбом может пополняться новыми фотографиями, при увеличении количества членов семьи. С особым интересом дети стали отображать в играх взаимодействие и общение членов семьи.

Родители — самые дорогие и близкие люди! Они стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Активность родителей в создании альбома, папки с традициями, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Заключение:

Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства — не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.

Использованная литература:

  1. Евдокимова, Е.С. «Детский сад и семья: пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2007 г. – 144 с.
  2. Горшенина, В.В. «Система детского сада по вопросам семейного воспитания» 3-е издание, переработанное / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова. – М.: Издательство «Глобус-Панорама», 2009 г. – 192 с.
  3. Глебова, С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: Практическое пособие для методистов, воспитателей» / Глебова, С.В. – М.: ИП Лакоценина, 2007 г. – 111 с.
  4. Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 /2001; №5/2007

Развлечение «В гости к бабушке на оладушки»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год