Исследовательски-творческий проект «Семь Я» в старшей группе для детей 5-6 лет |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Кормиличева Елена Михайловна Дударева Татьяна Аркадьевна | |||
10.09.2023 21:16 | |||
Исследовательски-творческий проект «Семь Я» в старшей группе для детей 5-6 лет Авторы воспитатели:
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» пгт Камские Поляны НМР РТ Пояснительная записка Проект «Семейный альбом» направлен на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. В данном проекте представлены формы работы по возрождению и сохранению семейных традиций. «Семейный альбом» – это модель создания «Генеалогического древа», обоснованная устными и письменными свидетельствами и фотодокументами; история семьи, сложенная из конкретных фактов, из конкретных судеб родных, из тех документов, которые будут собраны на данном отрезке времени. Совместная деятельность с родителями и представителями старших поколений по восстановлению родословной способствует укреплению внутрисемейных связей, более глубокому осмыслению ценности семьи. Познание истории страны через призму судеб близких и далёких предков способствует формированию патриотических чувств. На современном этапе проблема разного рода взаимодействий актуальна в том число ДОУ и семьи. Наиболее важным и основным аспектом для нас является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Характеристика проекта По содержанию: духовно-нравственный; по числу и возрасту участников — 19 детей 5-6 лет; по времени проведения – долгосрочный; по характеру контактов — в рамках ДОУ, групповой, совместный с родителями, психологом, музыкальным руководителем. Актуальность проблемы: Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, эмоциональная разобщенность ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают, современные исследования у многих родителей появилась потребность, в «хорошем ребенке». Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это в свою очередь, ведет к различного рода нарушениям в плане мироощущения ребенка и возникновению проблем его личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого идут нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Цель проекта: Объединить интересы детей и взрослых в возрождении и сохранении семейных традиций. Задачи проекта: - Вызвать интерес к своим близким, друзьям и к самому себе. - Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей. - Привлечь родителей к созданию семейных альбомов. Выделить в режиме дня время для рассматривания и обсуждения фотографий. - Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей. - Содействовать половой идентификации, пониманию поло-ролевых функций. - Воспитывать чувство гордости к своей нации и чувство уважения к людям других национальностей. Методы проекта. Рассказ воспитателя, беседы, чтение и заучивание стихов, работа с пословицами и загадками, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин; вопросы к детям, ответы на итоговые вопросы, практическая деятельность, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые игры Гипотеза проекта: Детство важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку, в детские годы, что вошло в его разум и его сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш. Ожидаемые результаты проекта Решение проблемы сплочения семьи, сближение взрослых и детей как двух равноправных и равновеликих сторон У детей:
- проявление благодарности, заботливости и внимания к родителям и старшему поколению семьи; желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности. У родителей:
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров. У педагогов:
- разработка комплекса занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья». Реализация содержания проекта. Реализация проекта «Семейный альбом» началась с изучения мнений родителей и детей по вопросу «Что же такое семья, и какое значение она имеет в жизни взрослого и ребенка», которые показали, что работа по теме возрождения и сохранения семейных традиций для нравственно-патриотического воспитания ребенка дошкольного возраста важна и актуальна. Постановка проблемной ситуации для детей «Зачем человеку нужна семья? Можно ли прожить без семьи?» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в фольклоре (пословицы и поговорки, сказки русские, татарские, удмуртские, чувашские), в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я и моя семья», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать причастность к своей семье, ощутить гордость за таких интересных, творческих членов своей семьи. Выполнение поискового задания заинтересовало не только детей, но и взрослых, вместе они искали свои семейные корни, семейные реликвии, фотографии, готовили сообщения, красочно оформляли семейные родословные. По откликам родителей, бабушек и дедушек, поисковая работа сблизила членов семьи, позволила узнать много интересного из истории семьи. Итогом реализации проекта явилось развлечение «Семь Я». Ярким получился праздник, который представил три поколения семьи, разные национальности, раскрыл в творческих конкурсах семейные традиции и творческий потенциал каждой семьи. На наш взгляд, проект «Семейный альбом» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости родственных отношений, способность следовать нравственным нормам и правилам семьи. А с любви к своей семье, к родному дому начинается любовь к городу, краю, где ты родился и живешь, к своему Отечеству. Этапы проекта: I этап – подготовительный Подготовительный:
- подбор дидактического и методического оснащения проекта. II этап — основной Беседа о семье Рассматривание альбома «Моя семья» Чтение народных сказок о семье ( «Айога», «Маша и медведь» «Аленушка и братец Иванушка» «Сказка об умном мышонке» С. Маршак) Дидактические игры «Кто главный», «Кого как зовут»; Конкурс поделок из природного материала на тему «Дары природы» Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Путешествие» Развлечение совместно с бабушками «В гости к бабушке на оладушки» Развлечение совместно со старшими (младшими) братьями и сестрами «Нептун в гостях у ребят» Составление рассказов «Мой старший брат», «Семейные традиции», «Наш семейный досуг» Развлечение «Мы защитники Отечества» III этап-заключительный Обработка результатов по реализации проекта Презентация проекта развлечение «Семь Я» Работа с родителями:
Анализ результатов проекта В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей сформировались представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширились знания о ближнем окружении, дети научились разбираться в родственных связях. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. В результате активной творческой работы семей в группе появился «Семейный альбом» группы, который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Стоит отметить, что этот альбом может пополняться новыми фотографиями, при увеличении количества членов семьи. С особым интересом дети стали отображать в играх взаимодействие и общение членов семьи. Родители — самые дорогие и близкие люди! Они стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Активность родителей в создании альбома, папки с традициями, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Заключение: Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства — не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка. Использованная литература:
Развлечение «В гости к бабушке на оладушки»
|