Семья и её роль в воспитании личности ребенка. |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Колесник Алина Александровна | |||
12.04.2021 20:27 | |||
Семья и её роль в воспитании личности ребенка. Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы, проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. В 60 — 70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования 70 — 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, семьей называют социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. Ученые выделяют различные функции семьи, основными из которых являются следующие: Репродуктивная функция (от лат. productio – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Экономическая и хозяйственно-бытовая — в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д. Функция первичной социализации – обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Воспитательная функция. Воспитание в семье – сложный социальнопедагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Обучающая функция. В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п. Рекреационная и психотерапевтическая функция – заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие), финансовое положение и т.д. Социально-статусная — передача детям определенного социального положения. Типология неблагополучных семей. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». (Типы неблагополучного статуса семьи). К формам сотрудничества дошкольного учреждения с семьей относятся:
Беседы, Консультации, Семинары-практикумы, Родительские собрания проводятся групповые и общие, Родительские конференции, Тематические выставки и т.д Литература: 1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. — Волгоград. Панорама, 2009 2. Зверева О.Л., Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. — 2012. — № 4. — С.74-83. 3. Содружество. Программно-методическое пособие/ под ред. Н.В. Микляевой, Лагутиной И.Ф. — М.: Мозаика – Синтез, 2012. -96с.
|