ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РАДОСТЬ» СТАРШАЯ РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА С 5-7 ЛЕТ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Хаткевич Наталья Викторовна | |||
04.03.2020 19:44 | |||
ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РАДОСТЬ» СТАРШАЯ РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА С 5-7 ЛЕТ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Воспитатели:
2019-2020 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» «Токсовский центр образования» Долгосрочный проект «Моя семья — моя радость! «Берегите семью: в семье опора В семейном счастье-защита от житейские невзгоды. для мирного и спокойного труда.» (Из завещания великого чувашского Просветителя И.Я. Яковлева)
Актуальность. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка. В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др. Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных. ЦЕЛЬ: Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
ЗАДАЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей ЗАДАЧИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. (воспитателя Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный По характеру содержания: Включает ребенка и его семью, воспитатель По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов: Осуществляется внутри старшей разновозрастной группы с 5-7 лет комбинированной направленности; в контакте с семьей По количеству участников: Групповой Возраст детей: Старший дошкольный возраст Продолжительность: Долгосрочный (1 год) Тематическое поле: Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы с 5-7 лет комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели, муз. Руководитель, инструктор по физ. культуре ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1 этап – организационно — диагностический (сентябрь). Задачи: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Создание картотек по теме проекта, дидактические игры, консультации для родителей На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей разновозрастной группы с 5-7 лет комбинированной направленности, педагоги, родители и музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами. 2 этап — формирующий (октябрь – апрель) Задачи: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками. 3 этап- обобщающий (май) Задачи: Анкетирование родителей и мониторинг уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры, СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: Чтение литературных произведений, Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы, Познавательное чтение, Заучивание стихов, Составление рассказов по картинкам, по мнемотаблицам ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ: Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевые, дидактические) ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: Организация продуктивной деятельности детей Оформление выставок, коллективные работы, стенгазеты Чтение литературных произведений Изготовление с детьми наглядных пособий Взаимодействие с музыкальным руководителем. Взаимодействие с инструктором по физическому развитию. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно — образовательного процесса. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: 1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
4. Методы коррекции и уточнения:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Организовать выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада. Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения сделать более увлекательным, эмоционально-насыщенным. Создать методическую копилку по данной проблеме. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Расширять детский кругозор, развивать интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Способствовать воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Дети станут более дружными и получат навыки бесконфликтного общения. Презентация проекта Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья». ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях. ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно. НОВИЗНА: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
|