Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации» |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Просекова Елена Михайловна | |||
26.12.2016 22:58 | |||
Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» Выполнила: воспитатель Просекова Елена Михайловна Новокузнецк, 2016 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка *.. самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью. Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Цель программы: создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей дошкольного возраста. Задачи программы:
Принципы к формированию Программы:
Законодательно-нормативное обеспечение Программы:
Условия, способствующие развитию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи:
Сведения о родителях: В группе 30 семей, из них
Этапы реализации Программы: Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа: Этап I «Организационный» (1 месяц) Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы. На данном этапе:
Этап II «Основной» (9 месяцев) Цель: реализация программных мероприятий. Этап III «Аналитический» (1 месяца) Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. Ожидаемые результаты: Для родителей:
Для педагогов:
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ С целью реализации целей и задач Программы была разработана модель организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными. Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации. Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику. Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков, представленных на рисунке 1.
|