Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»
Праздник "День Семьи"
Автор: Просекова Елена Михайловна   
26.12.2016 22:58

Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Выполнила: воспитатель Просекова Елена Михайловна Новокузнецк, 2016

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

*.. самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)

 

Скачать проект

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

Цель программы: создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, социальных структур в обогащении духовного мира детей и взрослых.
  2. Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержания работы и форм организации.
  3. Обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей.
  4. Разработать формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьёй.
  5. Использовать опыт других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями.
  6. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  7. Изменить позиции родителей по отношению к деятельности дошкольной образовательной организации.
  8. Привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольной образовательной организации.

Принципы к формированию Программы:

  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
  • Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
  • Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Законодательно-нормативное обеспечение Программы:

  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Концепция дошкольного образования,
  • Семейный кодекс,
  • Типовое положение о дошкольном учреждении и другие нормативные документы международного, федерального, регионального и муниципального уровня;
  • Устав дошкольной образовательной организации,
  • Договор с родителями,
  • Положения о родительском комитете, попечительском совете, консультационной работе в дошкольной образовательной организации.

Условия, способствующие развитию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи:

  • равенство позиций партнеров
  • доброжелательность, открытость, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон, с учетом индивидуальных способностей и возможностей
  • доверительные отношения не навязываются, а проявляются как естественное желание обоих сторон.

Сведения о родителях:

В группе 30 семей, из них

  • 27 полных семей
  • 3 неполные семьи
  • 31 родитель с высшим образованием
  • 26 родителей со средним — специальным образованием.

Этапы реализации Программы:

Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Этап I «Организационный» (1 месяц)

Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

  • подбор и изучение методической литературы по теме;
  • планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
  • разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
  • определяются места проведения мероприятий;
  • продумывается техническое оснащение мероприятий;
  • изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно — просветительской направленности (памятки, буклеты).

Этап II «Основной» (9 месяцев)

Цель: реализация программных мероприятий.

Этап III «Аналитический» (1 месяца)

Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Ожидаемые результаты:

Для родителей:

  • активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
  • повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
  • повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
  • повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.

Для педагогов:

  • обобщение и распространение опыта работы с семьей;
  • умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

С целью реализации целей и задач Программы была разработана модель организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:

  • создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
  • увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
  • улучшение качества усвоения детьми программных материалов
  • изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
  • повышение уровня компетентности педагогов
  • востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.

Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков, представленных на рисунке 1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год