Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
Праздник "День Семьи"
Автор: Кудинова Ирина Борисовна   
13.01.2017 01:06

Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностейСказкотерапия как средство формирования семейных ценностей

В современном мире людям приходится сталкиваться с множеством изменений, которые в свою очередь, не могут не отразиться на их психологическом состоянии. Социальные перемены затрагивают и семьи, так как эта малая группа наиболее сильно зависит от социально-экономической ситуации в стране. Как следствие этого мы все чаще сталкиваемся с такими проблемами, как обеднение содержания общения в семье, дефицит времени и внимания, которое родители уделяют детям, отсутствие общих интересов и совместного досуга[1].

Все больше времени современные дети проводят перед экранами компьютеров, телефонов, планшетов, отгораживаясь от своих родителей. К сожалению, такую же картину мы видим и со стороны молодых родителей, проводящих больше времени в интернете, и не уделяющих внимания взаимодействию с ребенком. Все это приводит к психологической дезадаптации детей.

 

По мнению большинства специалистов, российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Многие педагоги говорят о падении ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, увеличении числа разводов и снижении рождаемости. В связи с этим демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является необходимым для нормального развития ребенка. Именно это чувство дает ребенку возможность взаимодействия с внешним миром без страха и опасений, а так же расширяет его личные границы. Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта, и именно благодаря им дети учатся определенным моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка[3].

Для гуманизации внутрисемейных отношений, нормализации уклада жизни, развития педагогической компетентности родителей нужна не только педагогическая поддержка, но и комплексный психолого-педагогический подход в работе с семьей. Универсальным психолого-педагогическим средством формирования семейных ценностей, на наш взгляд, является использование метода сказкотерапии.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно, на подсознательном уровне. Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы с семьей.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при межличностном взаимодействии. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок у детей происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь им определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок может встать на путь личностного развития. Зачастую именно благодаря сказкам мы находим выход из той или иной ситуации[5].

Также особое внимание при чтении сказок уделяется развитию речи: активизации и обогащению словарного запаса детей, введение новых понятий, формирование связной речи.

Таким образом, сказкотерапия позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказка разворачивает для ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт[2].

Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя[4].

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – это главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и мы, взрослые. И, несмотря на то, что мы живем в трудный век, когда произошли кардинальные изменения в системе ценностей людей, важно помнить, что именно семья является тем самым местом, где зарождаются базовые ценности.

В завершении, хотелось бы вспомнить английскую пословицу «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, все равно он вырастет похожим на вас». Когда ребенок видит заинтересованность родителя, в нем самом просыпается интерес. Так как наш проект еще не завершен, и мы продолжаем его реализовывать, мы не можем в полной мере судить о его эффективности, но на наш взгляд мы добились главного – родители стали больше времени проводить с детьми за совместным досугом, у детей появился интерес к художественной литературе, сказкам. И мы очень рады, что «Радужные сказки» помогают детям и взрослым подружиться и почувствовать, какое это счастье — жить в семье полной тепла, уюта и взаимоуважения.

Кудинова И.Б.

Список литературы

  1. Бережная, М. Сказкотерапия как воспитательная система [Текст] / М. Бережная// Искусство в школе. — 2008. — N 2. — С. 60-62.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.
  3. Калинина Р. Р. Прикоснись к душе ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
  4. Кудряшова, А. Совместное размышление над сказкой. Сказкотерапия в работе с дошкольниками/ А. Кудряшова // Искусство в школе. — 2010. — N 6.
  5. Ульянова, О. В. Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками с ОНР / О. В. Ульянова // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 9.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год