Авербах Ольга Рихардовна Учитель-логопед, высшая КК МБДОУ Ирбинский д/с№2"Теремок" п.Б-Ирба Красноярский край, Курагинский р-н
Задачи: коррекционные: -восполнение лексических средств языка путем овладения навыками префиксального словообразования, способами их употребления; - совершенствование звукового анализа слова; - развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха, аналико-синтетической деятельности мозга; -повышение уровня речевой культуры; -активизация познавательной деятельности.
Образовательные: - закрепление понятия «слово», «звук», «предложение»; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления и активизации в речи. Воспитательные: - повышение активности, интереса к логопедическим занятиям; Формирование умения учиться. Воспитание доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности. Оздоровительные: - развитие адаптационных возможностей и работоспособности детского организма; -формирование правильной осанки и правильных двигательных движений посредством логоритмики; развитие общей моторики и координации движений.
Оборудование к занятию:
1.Кассы звуков. 2. Кукла. 3. Картина «Моя семья». 4. Предметные картинки: тыква, арбуз, нитки, автобус. 5. Предметные картинки для игры со словами шить, читать, лить, ехать. 6. Наборное полотно для демонстрационных картинок. 7.Предметные картинки-подарки: колеса, очки, цветы, нитки, книга, фартук. 8. Фишки- символы для обозначения членов семьи (индивидуально на каждого ребенка и для фронтальной работы). 9. Картонные карточки – «столы» для игры по ориентировке на листе бумаги. 10. Магнитофон с записью логоритмики «Автобус».
I. Организационный момент: Загадка о семье. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья)
- Какая твоя семья? (Дружная, большая, добрая, веселая, трудолюбивая, любящая, порядочная, уважаемая, знаменитая) II.Введение в тему. Стук в дверь. Появляется кукла Таня с фотографией (картинкой) своей семьи. -Здравствуйте, девочки и мальчики! Я недавно слышала, как вы рассказывали друг другу о своих семьях, и мне очень захотелось поговорить с вами о моей семье тоже. Но сначала давайте познакомимся! Вы называйте первый звук своего имени, а я постараюсь догадаться, как зовут каждого из вас. 1. Д/и «Назови свой звук». Логопед: Дорогая гостья! Ты со всеми ребятами познакомилась, а как же тебя зовут? 2. Д/у «Прочти слово» (кукла-девочка предлагает ребятам прочитать ее имя по первым звукам в названии картинок тыква, арбуз, нитки, автобус = Таня. 3.Д/у «Сложи слово» (дети в кассах выкладывают фишками-звуками слово Таня. Анализ слова Таня. Д/и «Звуки-непоседы», «Убежал звук»…) 4. Беседа по картинке «Моя семья». Кукла-девочка Таня: «Моя семья большая и очень дружная». - сколько человек в семье Тани? -кто для Тани этот человек? (все по порядку - бабушка, дедушка, брат, мама, папа). - кто на фотографии по счету второй? Четвертый? - кто между бабушкой и дедушкой? -кто справа от мамы? Слева от папы? III. Работа над префиксальным словообразованием. У каждого члена семьи есть любимое занятие. 5. Игра со словом ШИТЬ (по предметным картинкам). Мама очень любит шить. Если оторвется пуговица, то она ее очень быстро… ПРИШЬЁТ, если продырявится карман, то она дырку … ЗАШЬЁТ, если брюки стали не модные, то она их в шорты умело… ПЕРЕШЬЁТ, а к празднику мама всем дарит салфетки, на которых цветными нитками сама цветочки …ВЫШИВАЕТ. 6. Игра со словом ЧИТАТЬ (по предметным картинкам). Дедушка и внук очень любят читать. Они столько много книг уже… ПРОЧИТАЛИ! А некоторые книги даже по несколько раз… ПЕРЕЧИТЫВАЮТ! Если не успеют прочитать вечером книгу, то на следующий день обязательно ее … ДОЧИТАЮТ. 7. Игра со словом ЛИТЬ (по предметным картинкам). Бабушка с Таней ухаживают за цветами. Особенно им нравится их поливать. Сначала бабушка в ведро воду… НАЛЬЁТ, но Тане тяжело нести полное ведро с водой, поэтому немного воды… ОТОЛЬЁТ, затем из ведра в лейку воду …ПЕРЕЛЬЁТ, цветы …ПОЛЬЁТ, а если останется вода, то она ее просто …ВЫЛЬЕТ. 8. Игра со словом ЕХАТЬ (по предметным картинкам). А папа обожает путешествовать! Да не просто путешествовать, а кататься на автобусе. Сядет он в автобус, от дома …отъедет и дальше …поедет. Едет он, едет и к ямке …подъедет, ямку …объедет, дальше подъедет. Едет он, едет, к горке подъедет, на горку …въедет, с горки …съедет, дальше поедет. Едет он, едет, к озеру подъедет, на мостик въедет, озеро по мостику …переедет, с моста …съедет и дальше поедет. Едет он, едет и домой …приедет.
Логопед: А у нас с вами есть свой автобус, на котором мы сейчас отправимся к Тане в гости. Тем более что все ее родные приглашают нас к ним на чай. В гостях принято появляться с подарками. Прихватим с собой этот пакет (с картинками). Логоритмика «Автобус» Нас встречают родственники Тани: (на наборном полотне выставляются картинки членов семьи) Дедушка бабушка папа мама брат Таня
Логопед: Давайте сразу в благодарность за приглашение нас в гости вручим им наши скромные подарки: 9. Д/и «Кому что?»
Очки цветы колеса нитки книга фартук
Логопед: рассаживаться за праздничный стол будем все вместе. 10. Д/и «Чаепитие» (ориентировка на листе бумаги с использованием фишек). (слева от дедушки сядет…, справа…., между…. и т.д. А в центре стола - большой торт.) Логопед: Скажем: «Спасибо» за теплый прием. Нам пора возвращаться в свою группу. ( Встали со стульчиков) Тись, тись, тись! Вокруг себя повернись! В нашей группе очутись! IV. Рефлексия. Вот и закончилась наше знакомство с семьей девочки Тани. О чем вам хочется рассказать сегодня дома, чем хочется поделиться с родными дома. Расскажите о своих впечатлениях. V. Итог занятия.
|