Автор работы: Бариева Сусанна Энверовна Место работы: ДОУ №16 «Алёнка», Республика Марий Эл, г.Волжск
Цели: ОО «Познание»: Дать детям представление о Солнечной системе (солнце, планеты, их месторасположении). ОО «Художественное творчество»: Продолжать освоение техники рельефной лепки, создавая рельефную картину, включающую космические объекты: Солнце, планеты. Напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально-цветового решения. Развивать чувство композиции.
ОО «Социализация»: Воспитывать интерес к сотворчеству. Методические приёмы: Игровой момент: полёт на ракете в космос, объяснение, рассматривание, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, физкультминутка «Мы космонавты», практическая работа детей, напоминание, создание коллективной композиции, анализ. Материал: плакат с изображением солнечной системы, ракета, иллюминатор, фотографии размера А-4 с изображением планет солнечной системы, картина-основа с нарисованными на нем орбитами и «вылепленным» солнцем, подносы, пластилин разных цветов, дощечки (по количеству детей), салфетки. Словарь: Солнечная система, планета, звезда, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, орбита. Воспитатель: Каждый год 12 апреля наша страна и все люди, живущие на планете Земля, отмечают большой праздник – День космонавтики. В этом году исполняется пятьдесят лет, как первый в мире летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил героический полет в космос. Юрий Алексеевич Гагарин облетел нашу планету за 108 минут. Планета Земля входит в состав Солнечной Системы. Ребята, а вы знаете, что такое Солнечная Система? Ответы детей. Воспитатель: Чтобы узнать, что такое Солнечная система, нам нужно побывать в космосе. Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие? Воспитатель: На каком транспорте туда можно полететь? (На ракете.) Воспитатель: Кто управляет космическим транспортом? (Космонавты.) Воспитатель: Давайте представим, что мы космонавты. Ждет нас быстрая ракета Для прогулок по планетам На какую захотим На такую полетим! Садимся в ракету (стульчики расставлены в виде ракеты), занимаем кресла, пристёгиваем ремни. (Воображаем.) Воспитатель: Все готовы? Начинаем отсчёт от десяти до одного! Воспитатель и дети (вместе): Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один! Старт! Включается аудиозапись шума взлетающей ракеты. Совершается полёт. Воспитатель: Вот ракета зашумела, все громче и громче, потом оглушительно заревела , шевельнулась и плавно пошла вверх. Мы в открытом космосе, давайте посмотрим в иллюминатор, перед нами Солнечная Система. В пространстве космическом воздуха нет. И кружат там девять различных планет, У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте с орбиты свернуть, Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По - разному все они Солнцем согреты. Воспитатель: Ребята, что находится в центре Солнечной системы? Сережа: В центре Солнечной системы находится Солнце. Воспитатель: Ребята, а Солнце какое? Ответы детей. Воспитатель: Солнце – это звезда, которая представляет собой огромный раскаленный шар. Его свет настолько ярок, что мы, находясь от солнца на большом расстоянии, не можем смотреть на него, не защитив глаза солнечными очками. А теперь поближе познакомимся с планетами. Первая планета Меркурий – это самая маленькая планета Солнечной системы, она ближе всех расположена к солнцу. Какого цвета планета Меркурий? Ответы детей. Воспитатель: Планета Меркурий серо-зелёного цвета. Вторая по счёту планета – Венера. На что похожа эта планета? Ответы детей. Воспитатель: Планета Венера жёлто-оранжевого цвета, похожа на апельсин. Третья планета Солнечной системы – Земля. Какие цвета вы видите на ней? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, ребята. Коричневый цвет – это материки, голубой – это моря и океаны, белый - это льды Северного и Южного полюсов. Четвертая планета – Марс - его поверхность покрыта песком, поэтому он светло-коричневого, песочного цвета. Пятая планета самая большая – Юпитер. Какого цвета Юпитер? Ответы детей. Воспитатель: Планета Юпитер серого цвета с оранжево-молочными полосками. Шестая – планета Сатурн. Планета кольцами окружена, И этим отличается она. Седьмая планета – Уран. Какого она цвета? Ответы детей. Воспитатель: Планета Уран сине-зелёная.. Можно сказать, она бирюзового цвета. Восьмая планета Нептун. Какой цветовой гаммы планета Нептун? Ответы детей. Воспитатель: Планета Нептун синего цвета. Последняя девятая планета – Плутон - серого цвета. Воспитатель: Сколько планет входит в Солнечную систему? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, ребята, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Воспитатель: С Солнечной Системой познакомились, летим в детский сад. Включается аудиозапись шума летящей ракеты. Воспитатель: Мы подлетели к Земле. Вот мы и дома. Прошу всех отстегнуть ремни, выйти. Долго мы с вами летали, и даже немного устали. Я вам предлагаю размяться. Раз-два, летит ракета (поднимают руки вверх) Три-четыре, вот и дом (разводят руки в стороны) Чтобы долететь до Солнца (делают круг руками) Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой) Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях) Подлетели мы к Земле (Разводят руки в стороны) Ей передаём привет (дети поднимают руки вверх и машут руками) Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вы хотите создать Солнечную систему своими руками, чтобы потом рассказать друзьям и родителям о нашем путешествии? Тогда подойдите к столу. Перед вами космическое пространство, в центре которого находится Солнце. Нам нужно изготовить и расположить вокруг него планеты Солнечной Системы. Изготавливать мы их будем из пластилина. Кто хочет слепить Меркурий? Кто Венеру? И.т.д. Детям предлагается выбрать поднос с Планетой, которую они хотят лепить. Дети проходят за столы. Воспитатель вывешивает растяжку с фотографиями планет. Вопросы воспитателя к детям: Ребята, а какой формы планеты? Что нам нужно скатать, чтобы получилась Планета? Чтобы передать характерный цвет каждой Планеты, нужно смешать пластилин разных цветов. Приступаем к работе. Практическая работа детей. Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к картине с изображением космического пространства и разместим на ней наши планеты. Сережи, ты какую планету слепил? Сережа: Меркурий. Воспитатель: Планета Меркурий – самая близкая к Солнцу, поэтому мы её разместим на первой орбите. и т.д. Аналогичная работа проводится с остальными Планетами. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная Солнечная система у нас получилась – настоящая пластилиновая картина! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Что мы с вами видели? Я надеюсь, что вы надолго запомните наше космическое путешествие, а эта картина вам будет напоминать о нём.
|