Педагогический проект в подготовительной группе ОНР «Этот удивительный космос»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара, г. Самара, пос. Мехзавод,
Составила: Бурлина Людмила Андреевна Самара, 2022
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, средней продолжительности.
Цель проектной деятельности: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоение космоса людьми.
Актуальность проекта: В 2022 году исполняется 61 год с того дня, как первый человек (Ю. А. Гагарин) полетел в космос. Работа над проектом носит комплексный характер, включает в себя все виды деятельности дошкольников, проходит на специальных интегрированных занятиях и в повседневной жизни. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за первооткрывателей космоса – российских космонавтов), нравственных ценностей (добрых, дружеских отношений и т.д.) Этот проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах деятельности.
Задачи проекта:
- расширить представление детей о многообразии космоса, рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса
- воспитывать интерес к профессии космонавта, восхищаться их героическим трудом
- развивать воображение, фантазию
- учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек
- подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств как доброта, настойчивость, бесстрашие
- уточнить представления о планетах, созвездиях
- заинтересовать родителей и детей темой о космосе.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
- сформированность у детей элементарных знаний о профессии космонавта и его героическом труде
- сформированность нравственно – волевых качеств
- вовлеченность родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада
- развитие воображения, фантазии
- знание нескольких созвездий
- сформированность нравственно – патриотических чувств.
Схема реализации проекта
1 этап – подготовительный.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
- Подбор и рассматривание иллюстрированного материала по теме «Космос».
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек;
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- Анкетирование родителей — выяснить, что родители читают детям дома о космосе;
- Разучивание стихов и чтение произведений о космосе;
- Оформление информационного уголка для родителей (консультации и рекомендаций по теме);
- Составить план мероприятий.
- этап – основной.
Образовательная область «Речевое развитие»
- НОД «Этот загадочный космос».
- Выставка художественной литературы о космосе.
- Чтение художественной литературы: «Первый в космосе» В.Бороздин; «Шаги над планетой» А.Монов; «Вселенная – открытый океан» В.Терешкова; «Звездные сказки», «Сказочные приключения маленького астронома», «Малышам о звездах и планетах» Е.П. Левитан.
- Логоритмическое занятие «Космическое путешествие».
- Фонопедическое упражнение «Ракета».
- Составление рассказа «Если бы я был космонавтом», «Мое путешествие на Марс (Луну и др. планету)»
- Заучивание стихов о космосе. Конкурс чтецов.
- Отгадывание загадок на космическую тему.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Рассматривание художественных иллюстраций космоса: А.Соколов «К звездам», «У Сатурна»; А.Соколов, А.Леонов «Впереди – Марс» и др.
- Лепка «Космос – инопланетянчики», лепка коллективная «Наш космодром».
- Рисование с помощью ладошки «Космодром», «Звездное небо» — нетрадиционная техника (печать по трафарету, набрызг), «Космос» — н.т. (поролон).
- Аппликация «Планета солнечной системы».
- Коллаж «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
- Оригами «Космонавты», «Лунная ракета».
- Конструирование «Робот».
- Ритмический танец «Веселые путешественники».
- Слушание космической музыки.
- Изготовление поделок из бросового материала «Космодром».
- Конкурс рисунков «Я и космос».
Образовательная область «Физическое развитие»
- Подвижные игры «Готовимся в космонавты», «Невесомость (с парашютом)», «Незнайка на воздушном шаре».
- Игра «Звездочка».
- Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
- Физ. минутки: «Такие разные дела», «Мы разминку начинаем», «Вот мотор включился».
- Спортивное развлечение «Мы ловкие и смелые».
- Сюжетное игровое упражнение «Космонавты».
- Игровое упражнение «Путешествие»
- Физкультурное занятие «Путешествие по планетам».
- Спортивная игра «Космическая эстафета».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Просмотр познавательных фильмов о космосе и космонавтах
- Просмотр мультфильма «Незнайка на Луне»; «Тайна третий планеты».
- Дид. игры: «Да – нет», «Солнечная система».
- Беседы «Космонавты», «Планеты», «Созвездия».
- С/ролевая игра «Мы космонавты», «Полеты в космическое пространство»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- НОД «Солнце, земля и другие планеты».
- Графический диктант «Ракета», «Луноход».
- Дорисуй половинку: ракета, спутник, лунатик, робот и т.д.
- Оформление уголка о космосе.
- Наблюдение на прогулке за небом, звездами (вечером).
- Эксперимент «Отчего происходит смена дня и ночи».
- Викторина «Этот загадочный космос».
- КВН «Что мы знаем о космосе».
- НОД по ФЭМП «Игра – путешествие «Полет на Марс».
- Интегрированное занятие «Большое космическое путешествия»
- Интегрированное занятие по ФЭМП «Путешествие в космос»
- Опыт «Невесомость на земле».
Взаимодействие с семьей.
- Создание книг-самоделок
- Изготовление шлемов для открытого занятия
- Оформление мини – музея «Космос»
- Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».
- Оформление стенгазет «Созвездия», «Выход в открытый космос».
- Спортивный праздник «Всей семьей на старт»
3 этап – заключительный
- Спортивное — развлечение «Космические приключения»
- Выставка совместных работ детей и родителей «Космическое пространство»
Литература.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. -М.: Просвещение, 1984.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.
- Журнал «Инструктор по физкультуре» №2/2013.
- Зенин Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2008.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2011.
- Куцакова Л.В. конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2012.
- Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6 – 7 лет: Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2012.
- Логопедическая группа: игровые занятия с детьми % — 7 лет/авт. – сост. А.И. Дербина, Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Л.Г. Брозаускас. Расчудесные ладошки /Пособие для детей 4 – 7 лет. – СПб.; КАРО, 2010.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «ККРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2007.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. –М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Никитин А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
- Рыжова Н.В. Меетодика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
|