Конспект открытого занятия «Путешествие в космос». |
День космонавтики | |||
Автор: Глушкова Ольга Ивановна Мазитова Гулия Сахабутдиновна | |||
10.04.2023 05:28 | |||
Конспект открытого занятия «Путешествие в космос». Глушкова Ольга Ивановна, Мазитова Гулия Сахабутдиновна МАДОУ «Детский сад № 263 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани. Цель: расширение представлений детей о космосе. Задачи:
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная. Предварительная работа: беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность. Материалы и оборудование: презентация «Космическое путешествие», макет ракеты, изображения планет Солнечной системы на магнитах, «Кометы с примерами». «Звездочки» с цифрами (на обратной стороне «Звездочек» с цифрами 9, 8, 5, 4 — буквы «П», «У», «С», «К», блоки Дьенеша, карточки-символы, листы для нетрадиционного рисования в технике «граттаж», стеки.
Ход занятия: Баба Яга: Ой, а кто это пришел ко мне в гости. Детишки, какие румяненькие! Воспитатель: Баба Яга, нам нужно отправиться в космос, но мы не можем этого сделать без науки астрономии. Зачем ты ее украла? Баба Яга: Астрономия – я про нее ничего не знаю и прекрасно живу. Значит она не нужна. Что это за слово вообще такое «астрономия»? Дети: Астрономия – наука о космосе. Воспитатель: Правильно, ребятки! Слово «астрономия» произошло от двух греческих слов «астрон» — что означает «звезда» и «номос» — что значит «закон». Значит, астрономия – наука о звездах, солнце, о планетах и других космических телах. Баба Яга: А что это такое? Что за мяч такой круглый? В футбол играть? Дети: Это не мяч. Это глобус – модель нашей планеты Земля. Воспитатель: Ребята, расскажите Бабе Яге, откуда можно увидеть нашу планету такой? Дети: из космоса. Воспитатель: А как называют людей, живущих на планете Земля? Дети: Земляне. Баба Яга: Я тоже на своей метле летаю, летаю. Но до звезд никак долететь не могу. Воспитатель: Ребята, расскажите бабе Яге, на каком транспорте можно добраться до звезд? Дети: на ракете. Воспитатель: А кто управляет ракетой? Дети: космонавт. Баба Яга: Как бы я хотела полететь к звездам… Воспитатель: Вот для этого и нужна наука астрономия. Ведь перед тем как летать в космос, его нужно изучить. Воспитатель: Ребята, пройдем в центр управления полетов и познакомим Бабу Ягу со строением солнечной системы. Баба Яга: Познакомим? Да как бы не так. Я все знаю сама. Вот эта планета Кошариус, а та планета Кощея Бессмертного. Он обещал отправится туда со мной. Вот времена то были… Воспитатель: Ну, Баба Яга, так ты далеко не улетишь. Послушай, нас с ребятами. Мы расскажем тебе о строении солнечной системы. Дети с воспитателем рассказывают стихотворение и загибают пальчики. Воспитатель: По порядку все планеты Назовет любой из нас. Раз – меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмой идет по счету А за ним уже потом И девятая планета Под названием – Плутон. Воспитатель: Запомнили, ребята. Приготовили пальчики и назовем все планеты по порядку. Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Воспитатель: Теперь задание сложнее. Нужно выстроить планеты по порядку. Дети выкладывают изображение планет. Воспитатель: Назовите ближайшую к солнцу планету? Дети: Меркурий. Воспитатель: Назовите планеты-гиганты? Дети: Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн. Воспитатель: Назовите соседей нашей планеты? Дети: Венера и Марс. Баба Яга: Да я все это и без вас знала. Вот задайте мне любой вопрос. Я на все отвечу. Воспитатель: Ну хорошо, тогда слушай. Вот наша планета Земля. Она вращается вокруг своей оси. Что же происходит на нашей планете, когда она вращается вокруг своей оси. Баба Яга: Медведи с Северного полюса убегают на южный. Дети: Нет, происходит смена дня и ночи. Воспитатель: Земля вращается вокруг своей оси. Половина земного шара освещается солнцем, там в это время день, вторая половина находится в тени – там ночь. Благодаря вращению земного шара происходит смена дня и ночи. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за сутки. Баба Яга: Не угадала. Давайте попробуем еще раз. Воспитатель: Хорошо. Следующий вопрос. Планета Земля вращается вокруг солнца? Что происходит на нашей планете, когда она вращается вокруг солнца? Баба Яга: Звезды падают на Землю. Дети: нет. Происходит смена времен года. Воспитатель: Ну и фантазерка ты, Баба Яга. Благодаря тому, что наша планета вращается вокруг Солнца, на ней происходит смена времен года. Полный оборот совершается за 1 год. Баба Яга: Ребята, какие вы умные. С такими ребятами можно и в космос отправится. Возьмете меня с собой? Дети: Да. Воспитатель: Одеваем скафандр, шлем и отправляемся к ракете. Все на борту. Отправляемся. Начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Баба Яга: Ну что? Уже взлетели? Воспитатель: Наша ракета осталась на месте. Что же случилось? Баба Яга: Ай! Я совсем забыла. Это же я заколдовала вашу ракету. Воспитатель: Зачем? Ты же хотела с нами лететь. Баба Яга: Так я же тогда злой была. Вот и заколдовала. А волшебное слово совсем забыла. Ну у меня есть подсказка. Отгадаете ее и узнаете секретное слово. Воспитатель: Ребята, нужно сосчитать примеры и найти звездочку с правильным ответом. Переворачиваем звездочки и получаем слово «Пуск». Воспитатель: Теперь мы знаем волшебное слово и можем отправится в полет. Проводится игра «Космонавты». Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают. Ждет нас быстрая ракета Для прогулок по планетам На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим – места нет! Как только сказано последнее слово – все бегут к ракете и занимают места. Воспитатель: Осуществляем запуск ракеты. Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Пуск. Воспитатель: Взлет прошел удачно. Мы можем пройти в кают-компанию. Воспитатель: Посмотрите, как красивы звезды. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от земли. В древние времена люди считали, что звезды – серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод. Ученые-астрономы установили, что звезды представляют собой раскаленные газовые тела шарообразной формы. Наблюдая за звездами, открывая новые, астрономы наносили их изображение на карту, и в итоге получилась карта звездного неба. В давние времена карта помогала мореходам и путешественникам ориентироваться в пути. Люди с древних времен группировали звезды друг с другом. Как называют группы звезд? Дети: Созвездия. Воспитатель: Одни из них получили имена в честь животных, другие – в честь древних героев или Богов. Всего на небе 88 созвездий. Созвездие «Большая медведица» содержит 210 звезд, видимых невооруженным взглядом. Самая известная группа этого созвездия, состоящая из 7 звезд – «Большой ковш». Созвездие «Малая медведица» – полярное созвездие Северного полушария. По форме это созвездие напоминает ковш. Созвездие «Малой медведицы» примечательно тем, что в ее состав входит полярная звезда, указывающая на северный полюс мира. Наша милая планета (Ты, конечно, знаешь это!) Каждый день и каждый год Совершает оборот. А с Земли при наблюденье Создается впечатленье, Что кружится не она, А все звезды и Луна. Лишь Полярная звезда Не стремиться никуда! И в любое время года В самом центре хоровода Сможешь ты ее найти, Если сбился вдруг с пути. Ось земная на нее Направляет острие. Можешь быть уверен: Где она – там Север! Та звезда – не просто точка, А нога мишутки-дочки» Черный нос медведя-мамы На нее укажет прямо! Воспитатель: Полз дракон своей дорогой. Вдруг увидел чьи-то ноги! То, беседуя друг с другом, Шли медведицы по кругу. Чтоб назад не возвращаться, Стал меж ними извиваться Воспитатель: Особое место среди созвездий занимают 12 зодиакальных созвездий, через которые проходит годичный путь солнца. Так в марте, Солнце движется по созвездию рыб, в мае – Тельца. Баба Яга: Это созвездие надо обязательно сфотографировать; подождите, я еще это сфотографирую. Воспитатель: Ребята, мы пролетаем планету Марс. Баба Яга: Марс? Как Марс? Ребята, мне нужна ваша помощь. Давайте приземлимся на планету Марс и возьмем образцы грунта с этой планеты. Мне они нужны для одного важного зелья. Ребята находят блоки, выбирая их по цвету, форме, размеру, толщине в соответствии с символами своей карточки. Воспитатель: Возвращаемся обратно на планету Земля. Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Воспитатель: Баба Яга, много фотографий сделала. Баба Яга: Ой, как много. Воспитатель: Мы с ребятами поможем тебе напечатать фотографии. Дети красят лист гуашью и проявляются созвездия. Называют их названия. Баба Яга: Мне так понравилось наше путешествие. Астрономия – очень интересная наука. А вам ребятки понравилось? Дети: Мы закрепили наши знания про планеты солнечной системы и их расположению относительно солнца, о вращении Земли вокруг солнца, решали примеры, чтобы узнать волшебное слово, узнали о созвездиях и напечатали их, взяли нужные образцы грунта с планеты Марс. Воспитатель: Благодаря астрономии мы узнали о звездах, созвездиях, планетах и астероидах. Узнали, что наша земля круглая и вертится вокруг солнца и вокруг своей оси и благодаря этому происходит смена времен года и частей суток. Можем предсказывать падение метеоритов, звезд и других небесных тел, солнечные и лунные затмения. Баба Яга: Я все поняла. Я отдам вам эту науку. Она действительно очень важна. Дети: Спасибо, Баба Яга. До свидания.
|