Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Самара — город космонавтики»
Авторы: Рогова И.Н., Гомолина Е.Н. Воспитатели Детского сада «Солнышко» с. Алексеевка 2020г.
Пояснительная записка
Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно-знать, есть ли жизнь где ни будь ещё. Учёные долго работали над это задачей, проводили исследования, конструировали различные летательные аппараты.
Мы как жители Самарской области должны знать, что Самара – столица ракетно- строительной отрасли.
Скачать презентацию
Непосредственно образовательная деятельность «Самара – город космонавтики» поможет детям познакомиться с первыми конструкторами – изобретателями, историей создания первой ракеты, полетевшей в космическое пространство. Дети экспериментируют в опыте, создают свои необычные чертежи – схемы летательных аппаратов и конструируют их.
В нашей непосредственно образовательной деятельности сочетается опытная и конструктивная деятельность, что актуально и интересно современному подрастающему поколению.
Тема: «Самара – город космонавтики».
Возраст: 6-7лет.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- Познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики
- Уточнить и расширить представления об изобретателях космических ракет
- Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Речевое развитие:
- Активизировать словарный запас детей: космодром, уроженцы, постамент, реактивные.
3. Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- Развитие навыков конструирования с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
- Развивать чувство композиции, творческое воображение, образное мышление.
5. Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность и общую моторику.
Методы и приёмы:
Практические: Физминутка «На ракете полетим», пальчиковая гимнастика «Космонавт», создание чертежей – схем космических кораблей.
Наглядные: Презентация «Космическая Самара», демонстрация опыта «Звёзды светят постоянно.
Словесные: Рассказы о конструкторах – изобретателях, загадка, чтение стихотворения Н. Сергиянской «Ракета», рассказы о заводах Самары.
Материалы и оборудование: Конверты, картонки с отверстиями, фонарики, средства ИКТ, презентация, игровое пособие «Дары Фрёбеля».
Формы организации совместной деятельности.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность
|
Формы и методы организации совместной деятельности
|
Двигательная
|
Физминутка «На ракете полетим», пальчиковая гимнастика «Космонавт»
|
Игровая
|
Опыт «Звёзды светят постоянно»
|
Коммуникативная
|
Рассказы о конструкторах – изобретателях, загадка, вопросы, рассказ о заводах Самары
|
Музыкальная
|
Слушание музыки (во время конструирования)
|
Изобразительная
|
Создание чертежей схем и создание космических кораблей
|
Восприятие
(художественной литературы и фольклора)
|
Стихотворение, обсуждение.
|
Самообслуживание
|
Самообслуживание.
|
Логика образовательной деятельности
№
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
Предлагает отгадать загадку. До луны не может птица
Долететь и прилуниться, но за то умеет это
Делать быстрая…
|
Дети отгадывают загадку.
Ракета
|
Развитие логического мышления, умение отгадывать загадки.
|
2
|
Воспитатель задаёт вопрос:
-А вы знаете кто изобретает ракеты?
- Правильно. Сегодня мы познакомимся с изобретателями ракет. Воспитатель рассказывает о изобретателе.
Первую в мире ракету изобрёл русский учёный К.Э. Циалковский (Слайд 1)
Он жил в городе Калуга и работал учителем в школе Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звёздами изучал их и мечтал до них долететь. Он провёл расчёты и хотел сконструировать ракету на которой он мог бы долететь за пределы земли. Но сделать её у него не было возможности. И он продолжил наблюдать за звёздами в телескоп.
|
Дети отвечают:
- Изобретатели, конструкторы.
Дети слушают рассказ воспитателя.
|
Развивается умение отвечать на вопросы.
Развивается умение слушать и воспринимать информацию.
|
3
|
Я вам предлагаю понаблюдать за звёздами.
Опыт: «Звёзды светят постоянно» воспитатель раздаёт картонки с отверстиями вложенные в конверт. Берём конверт с картонкой в одну руку, а в другую фонарик. Включаем фонарик и светим на обращённую к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картоне не видны через конверт, но когда вы светите на конверт, они становятся хорошо заметными. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо яркое из-за солнца и свет звёзд затмевается.
|
Дети принимают предложение и экспериментируют выполняя словесную инструкцию воспитателя.
|
Развивается умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умеют выполнять словесные инструкции.
|
4
|
Рассказ воспитателя о Королёве (Слайд 2)
-И только, через много лет, другой русский учёный – С.П. Королёв смог сконструировать и изготовить первую космическую ракету, на которой первыми полетели в космос Белка и Стрелка (Слайд3). И вернулись на землю благополучно. А в 1958 г. была создана ракета на которой летал в космос первый космонавт Ю.А. Гагарин. И была она сконструирована на Куйбышевском заводе №1. Сейчас это завод «Прогресс» в городе Самаре. (Слайд 4). На этих ракетах созданных в Самаре побывало в космосе много космонавтов уроженцев Самарского края. В Самаре на проспекте Ленина, стоит самая настоящая космическая ракета – знаменитая – Р-7 «Союз». (Слайд 5) В её постаменте располагается муниципальный музей «Самара космическая».
|
Дети слушают рассказ воспитателя, просматривают слайды.
|
Развивается умение слушать рассказ воспитателя, зрительное восприятие.
|
5
|
Воспитатель предлагает провести физминутку.
- Я предлагаю вам стать на время космонавтами и полетать на ракете.
На ракете летим в небо.
Повернёмся в право, влево,
Руки вверх, руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни левою ногою!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни правою ногой!
Повернись направо к другу
Правою дай руку другу.
|
Дети выполняют движения по тексту физминутки.
|
Умеют выполнять движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.
|
6
|
Воспитатель рассказывает, где учат строить космические ракеты.
Учат этому мастерству в Самарском Аэрокосмическом университете. (Слайд6)
|
Дети слушают рассказ и смотрят слайд.
|
Ознакомлены с образовательным учреждением, где обучают профессии для ракетно-космической отрасли.
|
7
|
А где в Самаре строят ракетно-космическую технику?
|
Дети рассказывают
о металлургическом заводе им. Ленина (Слайд 7) металлургический завод производит и выпускает современный алюминий для космоса.
Моторостроительный завод им. Фрунзе (Слайд 8). Производит реактивные двигатели для ракет.
А на заводе «Прогресс» собирают и изготавливают ракетную технику (Слайд).
|
Развито мышление, воображение, умение высказывать свои мысли, сформировано умение вести диалог.
|
8
|
Воспитатель предлагает игровую ситуацию.
- Я предлагаю вам переместиться на завод «Прогресс» и самим придумать свою ракету будущего и сконструировать её. Для этого нужно рассмотреть ракету из каких частей она состоит и начертить чертёж – схему.
|
Дети принимают игровую ситуацию.
Рассматривают ракету чертят схему.
|
Умеют выделять из целого части, делать схематический рисунок.
|
9
|
Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
|
Сжимают, разжимают кулачки.
Ладошки соединены под острым углом.
Делают очки возле глаз.
Загибают по одному пальцу.
Ладонями изображают шар.
|
Умеют выполнять движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение рук.
|
10
|
Воспитатель предлагает сконструировать «ракеты» по своим чертежам-схемам.
|
Дети конструируют «ракеты» в соответствии со своими схемами под «Космическую музыку».
|
Развивают умение конструировать по своей схеме- чертежу.
|
11
|
Стихотворение Н. Сергиянской «Ракета». Приложение 1
|
Ребенок читает стихотворение. Дети слушают.
|
Развивается умение внимательно слушать рассказчика.
|
12
|
Рефлексия:
-Какие замечательные ракеты у вас получились. Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и прославит нашу Родину.
|
Дети слушают воспитателя и принимают похвалу.
|
Умеют высказывать своё мнение и быть вежливыми.
|
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ на тему «Космодром будущего».
Методические рекомендации
Непосредственно образовательная деятельность «Самара – город космонавтики» рекомендован для детей 6-7 лет.
В нашей непосредственно образовательной деятельности присутствует познавательная информация, опыт, конструктивная деятельность. А так же использованы различные формы и методы работы доступные детям для овладения элементарными знаниями о космосе.
Практическая значимость состоит в том, что её может использовать в своей работе, любой педагог адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ.
Список используемой литературы
1.Логунова Н.Е. Энциклопедия с развивающими заданиями Космос ООО «СИМБАТ».
2.Космическая летопись Самарской области Самара: Издательский дом «АГНИ», 2015.
3.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников – М.: Аркти, 2016 г.
4.Парамонова Т.И. Самарская область в истории освоения космоса: Издательство «Волга Дизайн»,2014 г.
5. Чернецов – Рождественский С. Г. Космос энциклопедия для детского сада: ООО «РОСМЕН», 2017 г.
Приложение 1
Н. Сергиянская «Ракета»
Мы трудились очень дружно –
Получилось то, что нужно:
Не машина, не конфета,
Настоящая ракета!
На листе бумаги чистом
Нарисуем космос быстро,
И отправится в полёт
Наш прекрасный звёздолёт!
|