Тематический план «Неделя путешествий в астрономию» (старший дошкольный возраст) |
День космонавтики | |||
Автор: Мальцева Ольга Ильинична | |||
18.03.2019 21:07 | |||
Тематический план «Неделя путешествий в астрономию» (старший дошкольный возраст) Составила воспитатель: О.И. Мальцева, высшая кв. категория г.о. Серпухов МДОУ детский сад №16 «Малышок» НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ. 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДВИЖЕНИЕМ СОЛНЦА. ЦЕЛЬ: обобщать и систематизировать представления о зависимости времени года от вращения Земли вокруг Солнца, закреплять знания детей о роли солнца в жизни растений, животных и человека. На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как увеличилась долгота дня. Опыт по выявлению движения солнца по небосводу.
Измерить длину тени дерева в одно и тоже время в течение недели. Убедиться что тень изменяется. Сделать вывод: солнце с каждым днем поднимается все выше (ниже). Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью ЗАГАДКА: Доброе, хорошее на людей глядит, А людям на себя глядеть не велит (солнце) 2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛУНОЙ. Рассмотреть вечернее небо, чем оно отличается т дневного (чем темнее небосвод, тем ярче видны на нем поздним вечером будут звезды и луна) Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц). Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), в которой она находится в данное время. Обратить внимание на положение луны, отметить ее движение по небу, подумать, чем луна отличается от солнца, почему ее называют ночным светилом, на что похожи луна и месяц. Приметы: луна блестит ярко, как серебристый щит – к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом – к хорошей погоде. ЗАГАДКА: Светлой ночью в родничок золотой упал рожок, А затеплился рассвет, и рожка растаял свет (месяц) 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕЧЕРНИМ НЕБОМ. ЦЕЛЬ: расширять кругозор; развивать умение обобщать накопленные представления о неживой природе, воспитывать любознательность. Обратить внимание детей на отличие луны от солнца, почему ее называют очным светилом. Кроме луны на небе видны звезды, собранные в созвездия. Показать Большую и Малую Медведицы и самые яркие звезды. ЗАГАДКА: Лишь солнце погасло и стало темно, Как по небу кто-то рассыпал зерно. Какое? Не знаю… Но лишь добавлю, что было блестящим И ярким оно (звезды) 4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕНЬЮ. ЦЕЛЬ: формировать понятия о различных явлениях, желание наблюдать за явлениями природы; углублять представления об изменениях положения Земли относительно Солнца. Рассмотреть тени от различных предметов, зарисовать их: от детей на асфальте, тень от дерева, понаблюдать, как она перемещается по Земле. Объяснить, с чем это связано (движением Солнца) ЗАГАДКА: Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа (тень) Приметы: солнце садится в туман – к дождю. Багровые зори – к ветру. БЕСЕДА: «ВСЕЛЕННАЯ. ЗВЕЗДЫ» Светятся звезды, светятся… Даже порой не верится, Что так велика Вселенная. В небо смолисто – черное Гляжу, все забыв на свете… А все – таки это здорово, Что ночью нам звезды светят. - Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют другим словом – Вселенная. - Наблюдали ли вы за ночным (вечерним) небом? - Как вы представляете размеры Вселенной? (Рассматривание плаката «Солнечная система для детей») Педагог рассказывает детям о созвездиях - Назовите созвездия, которые вы знаете. (дети называют) - Почему они так называются? ИГРА – ИМПРОВИЗАЦИЯ: «Обитатели космоса» Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую музыку» БЕСЕДА «РАЗНЫЕ ПЛАНЕТЫ» Вывешивается плакат с изображением планет - Все планеты солнечной системы представляют собой 9 огромных шарообразных тел. Одна из них наша планета на которой мы живем –Земля. Одни из них больше нашей земли, другие меньше. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца. - Земля – единственная планета, на которой есть вода и суша. Определяется, что Земля – третья по счету планета от Солнца. Далее дети знакомятся с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран, Нептун. Дети рассматривают планеты Солнечной системы, а педагог рассказывает о каждой планете в отдельности. О П Ы Т Ы 1. «Звезды светят постоянно» Материал: дырокол, картонка, белый конверт, фонарик. Пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Включить фонарик и на расстоянии 5см посветить на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону. Вывод: дырки в конверте не видны через конверт, когда светите то их становится хорошо видно. То же самое происходит и со звездами. Днем они тоже светят, но небо из – за солнечного света очень яркое и поэтому их не видно. 1. «Из каких цветов состоит солнечный лучик» Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги. Опыт нужно проводить в ясную погоду. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркало внутри противня, положив его на верхний край на край противня, а нижний – в воду под таким углом, чтобы отражался солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются разноцветные огоньки. Вывод: лучик солнца разного цвета – радужный. Инсценировка миниатюры «Разговор с Землей» Действующие лица: ведущий, Земля – глобус. Оборудование: плакат «Солнечная система», шапочки – символы, лента, обруч, большой лист бумаги, пластилин. Ход инсценировки Вед.: Земля! Земля! Скажи свой адрес! Земля: — Мой родной район – Солнечная система. Свое имя она получила в честь своего щедрого светила Солнца, которое сияет в самом его центре. Вед.: — У Солнца девять планет. Ближе всех к Солнцу, на Первой Кольцевой улице, живет Меркурий, на Второй – Венера, на Третьей – ты, Земля, на Четвертой – Марс. За Марсом располагаются планеты – великаны: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а маленький Плутон живет на самой последней, Девятой улице – поэтому и тепла ему достается меньше всех. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждая по своей дороге – орбите, много тысячелетий подряд. И чем дальше планета от Солнца, тем длиннее ее орбита. Земля: — Ну а я – Земля – свою орбиту пробегаю за один год. Вед.: — Послушай, Земля, а не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам? Земля: — Мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть свои спутники. У меня – Луна, у Марса – два спутника – малыша, а у планет – великанов целые семейства: по десять и более спутников. Так что в нашем Солнечном районе много жителей… ИГРА «ВЕСЕЛЬЕ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ» Вед.: — Спасибо, Земля, за интересный рассказ о космосе. А теперь мы приглашаем тебя поиграть с нами в «космическую игру» (обращается к одному из мальчиков). - Ты будешь Солнце. (Надевает шапочку – символ и дает в руки обруч) Теперь выберем тех, кто будет планетами. На «планеты» надевают шапочки – символы, в руки им дается лента, один конец которой привязан к обручу. Длина лент зависит от близости планет к Солнцу. Выстроенные в определенном порядке дети – «планеты» плавно на носочках под музыку движутся вокруг Солнца – ребенка, который сам вращается вокруг своей оси. Вед.: — Молодцы, ребята. Земля нам помогла многое узнать о Солнечной системе. А теперь давайте мы сделаем ей подарок – модель Солнечной системы. Вот большой лист бумаги – Это Вселенная. Из желтого пластилина нужно вылепить плоский круг – Солнце. Поместим его в угол на край картона. Потом вылепим планеты разной величины и поместим их в соответствующем порядке, каждую на своей улице. Дети коллективно моделируют Солнечную систему. После окончания работы воспитатель, комментирует работу.
|