Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Космическое путешествие" |
День космонавтики | |||
Автор: Теплякова Татьяна | |||
30.08.2015 07:00 | |||
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Космическое путешествие" Цель: обобщение представлений о космосе. Задачи:
Используемые приемы, методы, технологии обучения. Приемы:
Методы:
^ Используемые формы организации познавательной деятельности детей: игра-путешествие. Демонстрационный материал: костюм звездочета (черная накидка, расшитая звездами и планетами, шляпа), карта солнечной системы, схема маршрута для путешествия, оборудование для опыта (два листа ватмана с нарисованными кругами, песок, камни), фигуры-осколки метеоритов разного цвета и размера, шапочки с изображением планет, обручи, музыкальные композиции группы «Space», образец звезды, канат, магнитная доска для детских работ, компьютерная презентация. ^ Раздаточный материал: звездочки большие и маленькие, счетные палочки, «развивающий квадрат», наборы с геометрическими фигурами, альбомные листы с нарисованными на них геометрическими фигурами, краски, кисточки, цветные карандаши, фломастеры, стаканчики с водой, тряпочки. ^ Оформление зала: модель солнечной системы, космические тела, планеты, подвешенные на ниточках, рисунки детей на космическую тему, фотографии космонавтов, разложенные по залу звезды (такие же по цвету и форме как в раздаточном материале, только большего размера). ^ Прогнозируемый результат:
У детей сформировано представление о Солнечной системе, дети пользуются терминами; умеют анализировать, рассуждать, могут применять полученные знания на практике. Владеют навыками продуктивной деятельности.
Дети свободно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, поддерживают беседу на познавательную тему.
Расширен кругозор детей по теме «Космос».
Приобретен первоначальный опыт освоения ребенком научной картины мира. Предварительная работа: До проведения этого занятия дети ознакомлены со следующими темами: «Солнце. Солнечная система», «Космическое путешествие на планету Меркурий и Венеру», «Космическое путешествие на Луну», «Космическое путешествие на Марс», «В гости к планетам–гигантам Юпитеру и Сатурну», «Космическое путешествие на Уран и Нептун», «Знакомимся с космическими телами», «Люди мечтают и изобретают». Все занятия проведены в виде путешествия по космическому царству.
издательство «Махаон», 2008 г 9. Левитан Е.П., «Твоя Вселенная», «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», издательство «Просвещение». 10. Загадки в стихах для детей Емельяновой Олеси.
Воспитатель: Вот уже на протяжении целого месяца мы с вами путешествуем по космическому царству. И сегодня к нам в гости пришел Звездочет.
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Вот уже целый месяц я слежу за вашими успехами. Однажды, пролетая над детским садом, я увидел группу детей, которые наблюдали за солнцем, потом я заметил, как в вечерние и утренние часы вы наблюдали за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать по моему космическому царству? Звездочет: А какое оно, мое царство? Попробуйте его описать (холодное, темное, мерцающее, блестящее, огромное и т. д.). Звездочет: А что интересного и нового вы узнали о моем царстве? Дети рассказывают Звездочету, о Солнечной системе, с которой они познакомились на предыдущих занятиях. Вспомнить все важные детали им помогают слайды презентации. Звездочет: А вы знаете, кто летает в космос? (у нас в России – космонавты, а в Америке – астронавты; самыми первыми полетели в космос собаки, они были испытателями; а первым человеком, полетевшим в космос, был наш космонавт – Юрий Гагарин). Звездочет: А где космонавты проходят подготовку к полетам? (в Центре подготовки космонавтов). Звездочет: Все ли желающие могут стать космонавтами? (нет, космонавтами могут стать здоровые и закаленные; космонавты должны быть умные и смелые; они должны уметь все делать в невесомости, а это очень трудно, поэтому надо много тренироваться; надо быть храбрым, хорошо знать Солнечную систему и устройство корабля…) Космонавтом чтобы стать, (Д. Чибисов) Звездочет: Какие вы молодцы, я не ошибся, вы действительно очень умные. Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? Далекие звезды в небе горят, (С. Тимошак) Звездочет: я предлагаю вам провести перед полетом небольшую разминку.
Стихотворный текст Действия детей Все в колонну становись! Ходьба с высоким подъемом колена. Ходьба «змейкой», шагом Галоп, ходьба Каждый весел и здоров, К путешествию готов. Звездочет: А на чем мы с вами отправимся в космическое путешествие? Ребята, пройдите на свои места и спроектируйте нашу будущую ракету (предлагает детям сложить ракету из набора геометрических фигур или из счетных палочек, проявляя воображение и фантазию). Мы придумали ракету – Звездочет: Спасибо, ребята. По вашим проектам будет собрана ракета. Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по волшебной звездочке (раздает детям звездочки), они помогут в полете. Но перед тем как отправиться в полет, мы должны определить маршрут (обращает внимание детей на карту-схему). На схеме – названия планет. Мы должны соблюдать последовательность посещения этих необычных планет. Звездочет: Итак, маршрут определен. Занимаем места в собранной ракете (ракета выполнена из стульев). Закрываем глаза и произносим заклинание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск – к звездам начинаем путь! Звездочет: Заработали моторы, вся ракета задрожала, завибрировала. Дети показывают, как начинают вибрировать руки, ноги, голова… Звездочет: Внимание! Приготовьтесь, у нас первая посадка! Звездочет обращает внимание детей на карту-схему, просит детей найти первую планету и прочитать ее название. Остановка «Звездная» Звездочет: Что вы знаете о звездах? (это огромные раскаленные шары, которые состоят из газа) Звездочет: Сколько звезд на небе? (Очень много…) Звездочет: Одинаковые ли звезды? (Они все разные, есть звезды белого и голубого цвета – они самые горячие; а еще есть очень большие звезды – гиганты, и есть маленькие – карлики; если звезды менее горячие, то они желтого или оранжевого цвета, а наименее горячие звезды – красного цвета; из звезд образуются созвездия) Звездочет: А какая из звезд находится всех ближе к Земле? (Солнце) Звездочет: Да, звезды по внешнему виду очень похожи друг на друга, но все же, если вы внимательно посмотрите на свои маленькие звездочки, то найдете отличия. Дети рассматривают звезды, называют отличия. Звездочет: У вас в руках маленькие звездочки, а в моем царстве есть звезды, похожие на ваши, только большие. Попробуйте их найти. Дидактическая игра «Найди звезду». Дети ищут звезды, которые были спрятаны в разных местах зала. Звездочет: Ну что же, с первым испытанием вы все справились хорошо. А сейчас отправляемся к следующей планете, садимся в ракету. Раз, два, три- Посмотри в иллюминатор, друг! Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. Звездочет: Ребят, мы подлетаем к Марсу. Почему здесь нет ничего живого, одни камни? (на Марсе очень холодно, нет воздуха, там нельзя дышать; нет воды – поэтому и нет жизни) Звездочет: Почему на Марсе так холодно? (Марс находится дальше от Солнца, чем Земля) А во тьме, горя багровым светом, (С. Золотцев) Остановка «Солнечная семейка» Звездочет: Вот мы и прибыли с вами на вторую остановку, которая называется «Солнечная семейка». Это родной дом нашей планеты Земля. У звезды под названием Солнце есть большая дружная семейка. Восемь детишек разного возраста. Что же это за детишки? (планеты) Звездочет: Какие вы знаете планеты? Звездочет: Какая планета расположена ближе всех к Солнцу? (Меркурий) Звездочет: А какая дальше всех? (Нептун) Звездочет: На каких планетах есть жизнь? (только на Земле) Звездочет: Какую планету называют «Утренней…» или «Вечерней Звездой»? (Венеру, потому что ее бывает хорошо видно на небе в утренние и в вечерние часы) Звездочет: Какие планеты украшены кольцами? (Сатурн, Уран, Нептун) Звездочет: Сейчас я предлагаю поиграть: вам нужно надеть шапочки с изображением планет, я буду называть планеты, а вы должны занять соответствующее место в Солнечной системе. Все планеты вращаются вокруг солнца, каждая по своей орбите. Подвижная игра «Солнечная система». Дети надевают шапочки с изображением планет и солнца. В центре ребенок-Солнце, а вокруг него дети-планеты на обозначенных «орбитах». По сигналу планеты начинают вращаться вокруг Солнца. Остальные дети наблюдают, оценивают правильность выполнения. Затем игра повторяется с другими детьми. Звездочет: Ну что, нам нужно расстаться с «Солнечной семейкой» и отправляться дальше. Снова улетаем дети на космической ракете. Стихотворный текст Действия детей На носки поднялись, Вот летит ракета ввысь. Звездочет: Какая у нас следующая планета по курсу, давайте посмотрим (дети показывают и называют). Остановка «Загадочная» Звездочет: На этой остановке вас ждут загадки о космосе. Прежде чем ответить, подумайте хорошенько. Правильные ответы детей сопровождаются демонстрацией слайдов.
3. Ну-ка, кто из вас ответит: 4. Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами (месяц). 5. Вокруг родной матушки восемь детушек кругами ходят (планеты). 6. Полная, как апельсин, а прошла неделя – только долька от нее осталась (Луна). 7. По небу летает, самолеты обгоняет (спутник). Звездочет: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились успешно. И мы с вами продолжаем наше космическое путешествие. Давайте, посмотрим, куда же мы прибыли? Дети определяют маршрут, читают название. Остановка «Луна» Звездочет: Ребята, а Луна это планета? Обитают ли на Луне живые существа? (нет – это спутник Земли, здесь нет живых существ) Звездочет: Вот мы и прилунились. Дети выполняют общеукрепляющие упражнения под музыку группы «Space». Стихотворный текст Действия детей Много неизведанного на пути, Прыгаем выше, словно мяч. ходьба по канату Звездочет: Ребята, вы обратили внимание, что вся поверхность Луны покрыта мельчайшей лунной пылью? Вместо лунной пыли у нас – песок. Звездочет демонстрирует два листа ватмана с нарисованными на них кругами и предлагает детям насыпать на оба круга «лунную пыль». Звездочет пальцами делает в песке углубления и объясняет, что эти «следы» оставили космонавты, высаживавшиеся на поверхности Луны. Звездочет: Дело в том ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А вы ведь знаете, что ветер – это движение воздуха. Если бы дул ветер, то эти следы давно бы исчезли. Давайте посмотрим, что с ними бы произошло. Как можно создать ветер?.. Надо сильно подуть. ^ Дети дуют на «следы» – и те исчезают. Звездочет: Теперь посмотрим на соседний лист. Так как на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда. А еще на поверхности Луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит макет горы) и глубокие ямы – кратеры. Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит. Опыт. Звездочет раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с «лунной пылью». От падения камней образуются ямки. Дети делают выводы, что, чем больше камень, тем глубже получается углубление. Эти углубления сохраняются, потому что на Луне нет ветра. Звездочет: Ребята, возвращаться нам пора, улетаем, детвора. Куда теперь мы держим курс? ^ Дети рассматривают карту, определяют следующую остановку. Остановка «Фантастика» Звездочет: Ребята, посмотрите в иллюминатор, я вижу чьи-то следы. Как вы думаете, чьи это могут быть следы? (инопланетян) Звездочет: Как вы думаете, как могут выглядеть космические пришельцы? На кого они похожи? (на роботов, на Лунтика, у них на голове антенны, прикреплено много разных датчиков…) Звездочет: У вас на столе лежат краски, кисточки и листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами – попробуйте их превратить в инопланетян, проявите фантазию. ^ Дети рисуют инопланетян, звучит музыка, а по окончании –демонстрация рисунков детей. Звездочет: С инопланетянами мы познакомились, а теперь наш путь лежит на последнюю планету. ^ Дети находят ее, читают название. Остановка «Сюрпризная» Звездочет: Посмотрите, нас здесь кто-то встречает… Это жители планеты! Жители: Помогите, пожалуйста, собрать нам эту звезду, она была вот такая (показывает образец). ^ Дидактическая игра «Собери звезду». Дети собирают звезду по образцу. Когда дети справляются с заданием, Звездочет их благодарит и дарит яркие маленькие звездочки из фольги. Звездочет: Ну что, мы с вами везде побывали, со всеми испытаниями вы справились, теперь пора нам домой возвращаться. Давайте снова произнесем волшебные слова. Закрываем глаза и все вместе говорим: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск – к дому начинаем путь!» ^ Звучит музыка группы «Space», затем музыка прерывается, звучит сигнал тревоги. Звездочет: Ребята, раздался сигнал тревоги, к нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Мы спасемся, если правильно соберем метеорит. ^ На доске – различные фигуры-осколки. Под фигурами написаны коды-цифры. Дети, расставив по порядку цифры и соответствующие им фигуры, составляют метеорит. Звездочет: Молодцы, пора возвращаться на землю! Здравствуйте, луга зеленые! И каждый встрече с нами рад! Звучит музыка группы «Space». Звездочет благодарит детей за интересное путешествие и дарит им книгу о космосе. Воспитатель: Спасибо, звездочет. Мы с ребятами приглашаем тебя на чаепитие.
|