Педагогическое мероприятие «Путешествие по простором космической галактики» |
День космонавтики | |||
Автор: Чулкова Татьяна Николаевна | |||
21.08.2015 13:04 | |||
Педагогическое мероприятие «Путешествие по простором космической галактики» (познавательно-речевой направленности) для детей 6 – 7 лет Цель: Систематизация основных знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия в математическую и речевую галактики. Задачи обучающие
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия. Методические приёмы:
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, для украшения группы названия планет Математической и Речевой Галактик, изображения Звездочёта, Звёздной собачки, замка, Цифроежки, Звуковичка, Буквоежки, Слоговичка, звёзды-задачки, звезды разного цвета (фиолетовая, зеленая, синяя), карточки с цифрами, листочки в клеточку, альбомные листочки, карточки с буквами, слогами, наборы фишек для обозначения звуков (красный, синий, зеленый), карточки для индивидуальной работы «Салют», предметные и сюжетные картинки, схемы слов из 7 клеток, рабочие тетради, простой карандаш, призы для поощрения детей. Содержание занятия Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. Поэтому мы сегодня постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели на свои места. Ребята, я хочу сообщить вам одну новость, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Хотите там побывать? Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей). Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Для того, чтобы помочь жителям математической галактики, нам нужно быстро считать, думать, решать задачи и я предлагаю провести мозговой штурм.
- Какое сейчас время года? - Сегодня четверг, а завтра? - Если бы сегодня была пятница, то завтра будет …? - Какие арифметические знаки вы знаете? - Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? - Если стол выше стула, то стул…? - Если дорога шире тропинки, то тропинка? - Если сестра старше брата, то брат…? - Сколько месяцев в году? - Назовите зимние месяцы. - Сколько ушей у трех мышей? - Сколько концов у двух палок? - Сколько дней в неделе? - Назови третий день недели. - Назови самые теплые месяцы. - Сколько времен года вы знаете? - Сколько солнышек на небе? - Как называется геометрическая фигура без углов? - У какой геометрической фигуры меньше всех углов? Воспитатель: Молодцы! Мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы с вами отправимся?
Дети: На ракете. Воспитатель: Можно отправляться в путь. Садитесь поудобней. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 10 до 1. (Дети считают в обратном порядке) Пуск! Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы нам не было скучно и наши руки-ноги не затекли, мы проведём разминку.
Раз, два — стоит ракета. Раз, два, три, четыре- Пять, шесть – тихо сесть. Воспитатель: Вот мы и прибыли на первую планету. Ребята, посмотрите, здесь замок, да непростой, а цифровой. Чтобы попасть на эту планету, нужно разгадать секрет замка, вставить недостающие цифры.
5…7…6 10 - Почему же не открывается замок?
Воспитатель: Ну вот, теперь мы можем сойти на эту планету – планету Звёздочетов. Ребята, смотрите, Звездочет. Он любит изучать звезды, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет считать звезды, и определять какое число больше, какое меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки, =. И поэтому все звезды из его подзорной трубы пропали. Помогите ему. К доске вызываются несколько желающих.
7*3, 5*5, 4*1, 9*8, и т.д. Воспитатель: Мы очень хорошо поработали, и смело можем отправляться на планету №2. Это планета Звездочек. Но звёздочки эти непростые, они приготовили для нас задачки. Одни задачки нужно решить, а другие составить. Прежде чем вы составите и решите задачки, давайте вспомним: - Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос) - Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? - Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? К доске поочередно вызываются дети, каждый выбирает себе звёздочку-задачку.
1. 9 грибов нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он грибов принес?» Решение: 9+1=10. Прочитать запись. 2. Запись: 4-1=3 (от четырех отнять один осталось три). Придумай задачку 3. Задача: На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины? Можно ли решить эту задачу? Как надо изменить вопрос? Конечно, — Сколько машин осталось? Сделай запись этой задачи и найди ответ. 6-1=5 Воспитатель: Ну вот, все задачки решены, и я предлагаю проследовать к планете №3 – к планете Цифр. Все цифры здесь живут в своих домиках-ракетах. Но сойти на эту планету не так-то просто, её охраняют, а кто – я не знаю. Чтобы узнать, кто же это, необходимо выполнить следующее задание.
2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево, 2 – вверх. Воспитатель: Кто же охраняет эту планету? (Звёздная Собачка) С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. А вы знаете, от кого охраняет эту планету собачка? От вредного Цифроежки. Дома на этой планете необычные: на каждом доме живут числа соседи, которые в сумме дают число дома. Но пришел Цифроежка. Он съел некоторые цифры на домах, пока наша собачка спала, и теперь жители домов не могут заселиться. Заселите домики цифрами. Вызываются несколько желающих.
Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки.
В левом верхнем углу нарисуем квадрат. В правом нижнем углу овал. В левом нижнем углу прямоугольник. В правом верхнем углу круг. А посередине треугольник. Это и будет наш пульт управления полёта назад на землю. Нажимаем: квадрат, где он находится, Вася? И т.д. Пуск! А чтобы в полёте наше тело не затекло, мы немножко разомнёмся.
Все ребята дружно встали, Как пружинки все присели, Воспитатель: Прилетели, ребята. Заходит корреспондент газеты «Удивительный космос» (учитель-логопед) с микрофоном.
Логопед: Я предлагаю побывать еще в одной очень интересной галактике – Речевой галактике. Как вы думаете, кто может жить в этой необычной галактике? (звуки, буквы, слова, слоги). Они живут на своих планетах. Логопед: Отправляемся в речевую галактику! А на чем вы уже летали? (на ракете). Продолжим наше космическое путешествие и отправимся на первую планету. Пока мы летим, я буду бросать вам звуки, вы эти звуки ловите и узнаете название той планеты, на которую мы отправимся (Б, У, К, В, Ы). Дети: БУКВЫ. Логопед: Вот мы и на планете Букв и Звуков. А скажите, ребята, чем отличаются буквы от звуков? Что это буква или звук? (игра: «Звук — буква») Молодцы! На планете живут жители. Вот они вышли к нам на встречу. Это Звуковичок и его подружка Буквоежка. Звуковичок предлагает поиграть в его любимую игру «Салют». Взяли карточки. Поставили пальчик на желтую фишку. Это старт игры, от нее начинаем движение. Выделяем первый звук в слове и двигаемся вверх до звездочки того цвета, которую задумал Звуковичок. А задуманную звездочку Звуковичок нам покажет. (на доске у Звуковичка звездочка фиолетовая, синяя). Сейчас выделяем последний звук в слове (зеленая звездочка). Молодцы! Ой, посмотрите какие странные слова. В них не хватает букв. Это Буквоежка их съел, а Звуковичок, чтобы нам помочь, поставил фишки, заменив буквы звуками, которые обозначают эти буквы. Давайте попробум их разгадать (дети отгадывают и вставляют нужную букву в слова). Кто проверит задания? (один проверяет). ДВЕ…Ь (зеленая) КАП…СТ… (красные) БЕ…КА (синяя) Логопед: Мы хорошо поработали и смело можем отправиться на планету №2. А чтобы нам не было скучно в полете немного разомнемся. Разминка - Как живешь? - Вот так! Большой палец вверх. - Как идешь? - Вот так! Два пальца шагают по другой ладони. - А бежишь? - Вот так! Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. - Ночью спишь? - Вот так! Руки «лодочкой» на щеку положить голову на них. - Как берешь? - Вот так! Хватательные движения. -А даешь? - Вот так! Руки перед собой, ладони вверх. -Как грозишь? - Вот так! Грозить указательным пальцем. - А шалишь? - Вот так! Надуть щеки и разом стукнуть по ним. Идет спокойно наш полет Нас впереди планета ждет. Логопед: Вот и вторая планета в Речевой галактике. Кто прочитает ее название? (Дети читают). Да, это планета слогов и здесь встречает нас хозяин Слоговичок (игрушка Гном). Слоговичок – это гномик, который учит дружить. А кого он учит дружить? (звуки) Дружит с берегом река, - Ребята, а что получается, когда согласные звуки дружат с гласными звуками? (слоги). Если дружат П и А, - Слоговичок предлагает разгадать его трудную шифрограмму. Чтобы разгадать шифрограмму нужно правильно разделить слова на слоги, а потом соединить слоги для получения нового слова. Если вы разгадаете правильно, Слоговичок покажет правильный ответ. (дети выкладывают слоги (РЕ, КА, ПО, ЛЕ) ЧЕРЕПАХА + ШАПКА = РЕКА (картинка) 2 2 ПОМИДОР + ТЕЛЕФОН = ПОЛЕ (картинка) 1 2 Логопед: А это что такое? Слоги рассыпались. Надо составить слова из этих слогов. Ты на слоги посмотри, В них три слова ты найди. (Катя, Лиза, Таня). Логопед: Что это такое? Имена. Логопед: Мы снова справились с заданиями на планете слогов и можем лететь дальше. Идет спокойно наш полет Нас впереди планета ждет. Наша следующая планета слов и предложений. Открыли наши космические тетрадки. Занятие № 31. Нашли задание № 1: Добавьте в пустые клеточки гласные буквы так, чтобы получилось название предмета слева. Кто допишет гласные на доске? (дети дописывают слова). - Какие гласные буквы дописали в первом слове? Во втором? В третьем? А если бы у вас были цветные карандаши, каким бы цветом вы написали эти буквы? (красным). Молодцы! - А сейчас задание № 2: наоборот, надо дописать согласные буквы так, чтобы получилось название предмета слева Кто допишет на доске?. (дети дописывают). А если бы у вас были цветные карандаши, то карандашами какогоцвета вы дописали согласные в первом слове? Во втором? В третьем? (ответы детей). Логопед: Молодцы, ребята! Но у нас ведь планета не только слов, но и предложений. Посмотрите на картинку в задании № 3 и составьте предложение из 2 слов (дети сосотавляют: Девочка прыгает. Запишем это предложение. Первое слово: ДЕВОЧКА. Каждая клеточка домик для одной буквы. Второе слово: ПРЫГАЕТ. (дети пишут на доске). Сколько слов в предложении? Какая схема подходит к нашему предложению? (на доске нарисованы схемы, дети выбирают нужную схему). Такое же задание №4: Придумать предложение из двух слов: МАЛЬЧИК РИСУЕТ. Записать это предложение словами. Сколько слов в предложении? Какое первое, второе? Ребята, из чего состоят предложения? (из слов). Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями на планете. Поставьте себе оценку: если все правильно – шарик зеленого цвета, ошибка – желтого, много ошибок – красного. Логопед: Можно возвращаться домой на нашу планету Земля. А чтобы нам не было скучно в полете немного разомнемся. Разминка - Как живешь? - Вот так! Большой палец вверх. - Как идешь? - Вот так! Два пальца шагают по другой ладони. - А бежишь? - Вот так! Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. - Ночью спишь? - Вот так! Руки «лодочкой» на щеку положить голову на них. - Как берешь? - Вот так! Хватательные движения. -А даешь? - Вот так! Руки перед собой, ладони вверх. -Как грозишь? - Вот так! Грозить указательным пальцем. - А шалишь? - Вот так! Надуть щеки и разом стукнуть по ним. Корреспондент: Вы не забыли, кто я? Я корреспондент газеты «Удивительный космос». - Скажите, пожалуйста, где вы были, в каких галактиках? - На каких планетах? - Кого вы там встретили? - Какая планета вам больше понравилась? - Что было интересным? - А трудным? Почему? Выходит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, пока вы летали в речевую галактику, у нас в посёлке прошёл метеоритный дождь, и на территорию нашего сада упал вот такой метеорит. Кажется, жители галактик, где мы с вами побывали, прислали нам подарок. Подходят к “метеориту” и находят внутри сюрприз. ЗАМОК ЗВУКОВИЧОК Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области Авторы-составители: Чулкова Т.Н., воспитатель и Яговкина Е.Н., учитель-логопед. Пгт Юрья
|