Влияние образной игрушки на формирование познавательно - речевого взаимодействия дошкольника с ОВЗ. Актуальность: Преодоление неуверенности, тревожности, приобретение коммуникативно- речевых навыков. Формирование эмоционально – волевой активности и мотивации к познанию. Проблема: Дети с ОВЗ имеют трудности речевого общения и эмоционального взаимодействия, как с взрослыми, так и с детьми. Такие дети не имеют опыта социального взаимодействия с окружающим миром, труднее адаптируются в обществе. Причина: У большинства детей с ОВЗ возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций – речи. При интеллектуальной недостаточности страдает формирование личности ребёнка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом, часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
У детей легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Цель: Развитие речи и формирование коммуникативных навыков, совершенствование эмоционально – волевой сферы посредством организации коррекционное – развивающей работы с образной игрушкой. Задачи: Формировать речевую и познавательную активность детей с ОВЗ. 2. Развивать социально – коммуникативные навыки, толерантность (способность к пониманию, принятие точки зрения собеседника), умение выразить собственную точку зрения. 3. Научить детей самостоятельно организовывать совместную деятельность с образной игрушкой (умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор). 4. Формировать навыки бережного обращения с игрушкой. 5. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться посредством образной игрушки. Наши дети имеют минимальный опыт социального взаимодействия с окружающим миром. Они труднее адаптируются в обществе. Работа строится с учётом их индивидуальных психофизических и возрастных особенностей, носит комплексный характер, предусматривающий постоянный учёт взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в развитии ребёнка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, а также предупреждение и коррекция их нарушения. Поэтому в младшем дошкольном возрасте мы вводим образную игрушку, в определённую игровую ситуацию, либо проблемную. Образная игрушка привносит в развивающую среду ребёнка, что-то новое и интересное. Например: Гномик Тим предлагает провести практические опыты. Дед Плакунчик: поплакать с ребёнком. Дед Буквоед на занятиях по обучению грамоте шутит с детьми «подъедает» буквы, а дети восстанавливают их. В старшем дошкольном возрасте, образная игрушка приходит на занятия: она ведёт диалог с ребёнком, даёт разные задания, указывает на ошибку, помогает ребёнку выполнить правильно задание и подводит итог. Для ребёнка общение с игрушкой проще, он более раскрепощён, т.к. с игрушкой можно спорить, доказывать – ребёнок чувствует себя на равных. Через деятельность с образной игрушкой формируется представление о самом себе в социальном мире, представление о семье, друзьях в детском саду и сотрудниках, а так же о совместной деятельности в обществе сверстников, родителей, сотрудников. Ребёнок учится выражать свои эмоции, чувства, получая знания о социальном мире в процессе совместной деятельности и общения. Ребёнок учится адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, у него воспитывается бережное положительное отношение к предметной деятельности, к живой и неживой природе, нравственные отношения к общечеловеческим ценностям. Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своём и чужом, о хорошем и плохом, и т.д. Через образную игрушку развиваем у ребёнка социально – значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу. Особое внимание уделяю речевому сопровождению действий как положительных, так и отрицательных героев. Обогащая жизненный опыт детей, мы проигрываем действия у них на глазах. Ребёнок увлечён своей игровой задачей, дидактическая задача скрыта от него, но понятна мне. Ребёнок активно включается в процесс, а я гибко реагирую на смену интересов, потребностей детей, любое высказывание ребёнка не оставляю незамеченным. При плохом самочувствии ребёнка сокращаю или отменяю учебную деятельность. Ожидаемый результат: - Готовность ребёнка к сотрудничеству с детьми и взрослыми (взаимодействие с окружающим миром); - Положительные эмоции у наших детей и желание к познанию; - Возникновение потребности в совместных видах деятельности: в игре, труде; - Обогащение и активизация словаря; - Повышение самооценки и умение адекватно оценивать партнёра по общению (деятельности); - Развитие социально – коммуникативных навыков; - Бережное отношение к игрушке.
|