Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма. Признаки: 1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки: - искажение букв и недописание элементов; - замена рукописных букв графически сходными; - замена букв другими, обозначающими похожие звуки; - изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ); - нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.); - аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно. 3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль. 4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения. Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии. Профилактика дисграфии. Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики. Хороший эффект дают кинезеологические упражнения. Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно. Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии). Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка. Варианты кинезеологических упражнений. 1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. «Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры. «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук. Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день. 2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты. !!! При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию. 3. Игры – раскраски. При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями: - раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу; - раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными); - раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка); - раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры; - штриховки – дорисовки. Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления
Данная статья поможет родителям будущих первоклассников распознать признаки дисграфии у ребёнка и укажет эффективные пути профилактики. Хотелось бы обратить внимание читателей, что дисграфия часто входит в комплекс других речевых нарушений, поэтому необходима комплексная консультация специалистов (логопеда, невролога, психолога).
|