Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога |
Дефектология | |||
Автор: Жанна Канануха | |||
22.02.2014 03:59 | |||
Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога · снимает тревожность. Большое внимание уделяем и зрительной гимнастике, ведь зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка, заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов. Зрительная гимнастика: проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма; гимнастику включаем в занятия и режимные моменты; гимнастика проводится в течение 2-3 минут; основной прием проведения – наглядный показ действий педагога; для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др. демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей; Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаем упражнения на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводим на 7-10- й минуте занятия. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения. Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания. Профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости, которые часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. На ежедневных занятиях дыхательным упражнениям уделяем особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Игры используемые на развитие дыхания. "Паровоз" - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Технологии обучения здоровому образу жизни: · Физкультурное занятие, · коммуникативные игры · самомассаж. Так как у наших дошкольников нарушена эмоциональная сфера, проводим коммуникативные игры, которые способствуют созданию положительного эмоционального настроя детей. Вовлечение их в игровое общение со сверстниками, способствуют сплочению детского коллектива и формируют положительное отношение к сверстникам. Самомассаж - при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. Подобранные упражнения комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений: 1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук. 2. Самомассаж ладоней. 3. Самомассаж пальцев рук. Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка. Важная функция сухого бассейна – это развитие опорно-двигательного аппарата ребенка. При активном движении укрепляются все группы мышц, участвующие в поддержке корпуса, формируется правильная осанка. Помимо этого, отрабатываются способы безопасного падения, тренируется функция равновесия. При «купании» в шариках происходит развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Шарики, несомненно, производят также и полезный для психического и физического самочувствия ребенка массажный эффект. Сухой бассейн способствует развитию мышления ребенка. Играя в бассейне, он учится запоминать и различать основные цвета и их оттенки, сопоставлять фактуры различных материалов, выделять предметы разной формы и размеров. Такой игровой комплекс хорошо помогает детям с отставанием в развитии компенсировать его. Технологии музыкального воздействия - развивают чувство ритма, музыкальный слух, способствуют положительному эмоциональному развитию. Технология коррекции поведения. Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Фонетическая и логопедическая ритмика включается в ежедневные режимные моменты Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания. Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие. Только правильно организованное обучение ведет за собой развитие Л.С.Выгодский
|