ГБОУ лицей №1598( ГБОУ детский сад № 522) Учитель-логопед Сенникова Е.В. Методическая разработка «Обучение рисованию с натуры детей с общим недоразвитием речи». Из опыта работы. С 1995 года по 2001я работала воспитателем в Центральном округе в детском саду № 296 для детей с общим нарушением речи. Помимо основной работы, я вела студию по изобразительному искусству. Я занималась с детьми старшей и подготовительной к школе группе. В программе изостудии были такие разделы как рисование с натуры, натюрморт, пейзаж, портрет, рисование по замыслу, сюжетное рисование, рисование с использованием необычных изобразительных средств: сангина, уголь, пастель, процарапывание (граттаж), рисование по-мокрому . Очень помогли мне в этой работе знания, полученные в институте и на курсах непрерывного художественного образования в центре Б. Неменского. Я использовала программу «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы»(ЦНХО филиал МИПКРО, М.:1995). . Особенности речевого и психофизического развития детей с нарушением речи не позволяют вести такую сложную работу, как рисование с натуры, без специальной подготовки.
Обучение детей рисованию с натуры начинается в младших группах. Даже тогда, когда дети еще не умеют рисовать, плохо держат кисточку, совсем не могут раскрашивать из-за гипотонуса руки, можно начинать подготовку к рисованию с натуры. Главное-научить ребенка видеть красоту природы и предметов вокруг него, запоминать и выделять их характерные особенности. С этой целью можно проводить различные подвижные и дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия. Посмотри и запомни, запомни и расскажи, что ты видел? Чем отличаются предметы? Чем похожи? Чего не достает? Эти вопросы очерчивают область педагогического воздействия на будущего художника. Вместе с тем необходимо совершенствование общей и мелкой моторики дошкольника с речевой патологией. Ведь те действия, которые легко даются большинству детей, дошкольникам с общим недоразвитием речи могут оказаться сложны. Помимо физического развития, развития психофизических компонентов личности, очень важно научить ребенка не бояться рисовать, чувствовать себя свободно в этой деятельности, импровизировать, любить рисовать. Педагогу необходимо создать доброжелательную обстановку в группе, предоставить детям удобные рабочие места, кисти хорошего качества (белка, колонок, пони), бумагу для акварели, плотные листы для гуаши. Ёмкости для воды должны быть достаточного размера, что бы можно было хорошо промывать кисть.
Работу по обучению дошкольников срисовыванию с натуры целесообразно начинать с простых форм и больших форматов листа. Я брала листы формата А3, гуашь, кисти №9 для фона и №5 или 4 для предметного изображения. Первый натюрморт с натуры мы рисовали в сентябре в старшей группе. Он состоял из чайника (для кипятка) и яблока (или баранок). После занятия яблоки и баранки доставались юным художникам. Дети сначала рассматривали натюрморт, анализировали форму чайника и яблока. Далее нужно было рассмотреть цвет предметов, цвет стола и фона. Я ставила зажженную настольную лампу сбоку от натюрморта. Яркий свет от лампы давал четкую тень от натюрморта. Падающая тень также была четкая, заметная и простая по форме. Далее мы делали набросок карандашом: делили лист (лежащий горизонтально или вертикально) пополам. На плоскости стола рисовали большой круг (сам чайник), дорисовывали ему носик и ручку. Лишние линии стирали. Далее я обращала внимание на положение яблока относительно чайника: перед чайником, за чайником, слева, справа. Занятия по рисованию тесно перекликаются с развитием речи, математикой и наоборот. Дети заканчивали набросок, я подходила к каждому и проверяла набросок. Далее мы приступали к фону. Я обращала внимание детей на то, что стол не только под чайником, но и перед ним, и за ним. Мы смешивали краски и покрывали поверхность стола. Самое сложное было выбрать контрастный фон задника. На втором этапе мы приступали к чайнику. Кисти брали тоньше, смешивали меньше оттенков (ведь чайник серого металлического цвета). Довольно трудно было научить детей видеть тень от предмета. Я показывала тени от предметов везде, где можно их увидеть. Объясняла, что свет от лампы освещает один бок предмета, другой в тени, поэтому нужно брать разные краски для светлых и темных мест. На этом этапе обучения рисованию ровность линий не является главной составляющей, главное – передать образ, цветовое содержание, форму. Большой формат и толстые кисти дают ребенку свободу действий, тонус. Красочное смешение цветов создает радостное настроение, приносит удовольствие. Довольно простыми средствами мы может показать ребенку, какую красоту он может создать. Для начального этапа обучения рисования с натуры подойдут следующие сюжеты: яблоки на столе, ваза (простой формы) и апельсин (яблоко, банан), овощи (2-3 штуки контрастного цвета), мячик и кубики. Когда основные моменты в изображении натюрморта с натуры отработаны( линия стола, фон, композиция предметов, изображение тени), можно уточнять детали, учить выразительности, контрастности цветового решения, передаче композиции. На этом этапе хорошо учить детей составлять натюрморты из обычных повседневных предметов. Я давала детям на выбор различные предметы, находящиеся в группе: посуду, вазы для цветов, крупные простые по форме игрушки, муляжи овощей и фруктов. Предметов не должно быть больше 3. Каждому ребенку я давала кусок ткани, платок, шаль для драпировки стула. Затем дети выставляли свой натюрморт. На каждом стуле сзади я прикрепляла номер. Когда все было готово, мы вместе оценивали композицию, выбирали понравившийся номер. Номер, получивший больше голосов, выигрывал. Лучший натюрморт освещали лампой, что бы получить тени, и рисовали на следующем занятии. Работа над натюрмортом всегда начиналась с обсуждения композиции. Положение каждого предмета необходимо было оговорить, обсудить размер и форму. Поэтому предметов я брала 2-3, контрастных по форме, размеру и цвету. Затем всегда делали набросок. У каждого ребенка был ластик. Я разрешала стирать практически без ограничения. После наброска всегда делали фон, смешивая краски. Я уделяла огромное внимание умению смешивать краски. Этот навык мы отрабатывали на занятиях по рисованию и младшей и средней группе. Работа гуашью позволяет получить насыщенный густой цвет, цвет, который можно легко изменить, перекрасить ( в отличие от акварели). С первого занятия я даю детям все краски, включая белую и черную. Тонкие линии, выделение контура еще не включаются в рисунок. Дети еще не достаточно хорошо владеют кистью, многих еще приходится учить смывать кисть, снимать воду. На этом этапе мы рисуем простые по форме цветы: пионы, астры, гвоздики. Рисуем грушу, банан. Из овощей дети могут нарисовать лук, морковь, огурец. Потихоньку добавляем детали: приманиванием - черточки на морковке, пупырышки на огурце, узор на вазе, лепестки цветов. Тонкой кистью (4-3 номер) рисуем палочки фруктов, завиток огурца. Постепенно натюрморт усложняется: увеличивается количество деталей, усложняется цветовая гамма, дети учатся рисовать тень, размывая края, смешивать краски самостоятельно, без помощи педагога. Используем кисти трех размеров: самые толстые для фона, потоньше - для предметов, тонкие – для деталей. Со второго полугодия можно использовать акварель для фона. Натюрморт мы рисуем с натуры, по подражанию (с использованием репродукций), по замыслу. Используем разные материалы: гуашь, акварель, пастель, сангину, простой карандаш. В подготовительной к школе группе перед детьми стоит сложнейшая задача: передать композицию предметов с той точки , в которой они находятся. Я специально сажаю детей по кругу или в разные точки группы. Выставляю натюрморт. Подхожу к каждому ребенку и обговариваю с ним, что он видит, Какой предмет ближе, какой дальше, что видно, а что оказалось перекрыто другими предметами. Когда натюрморты готовы, мы пытаемся угадать, какой натюрморт кто рисовал, кто где сидел. Это очень сложно, с этим заданием справляются не все. В качестве дополнительной тренировки в летний период мы с детьми ходили в сад им. Баумана и рисовали с натуры строения в этом саду. Конечно, приходилось использовать только карандаш и ластик. Работы детей превзошли мои ожидания. Сотрудники детского сада и родители узнали изображенные объекты, поняли, с какого места были сделаны рисунки. Последовательная целенаправленная работа по обучению детей рисованию натюрмортов принесла результаты: дети научились передавать характерные особенности предметов, пользоваться цветом, изображать тень, объем, перспективу, задумывать и воплощать в рисунке композицию.
|