Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма |
Дефектология | |||
Автор: Смирнова Евгения Геннадьевна | |||
03.11.2016 06:55 | |||
Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма Смирнова Евгения Геннадьевна Под понятием аутичность (от греч. — «сам») подразумевается наличие у ребенка тяжелых форм нарушения социальных контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко. Это речь и коммуникация, социальное воздействие, эмоциональная сфера. Речевой дефект детей с аутизмом главным образом заключается в нарушении понимания обращенной речи, осознанию смысла, что ведет к резкому отставанию речевого развития, а следовательно, и к социальной отгороженности. Речь аутичных детей насыщена штампами и эхолалиями (неконтролируемый повтор слов). Эхолалии могут соответствоватьпо смыслу ситуации, а могут даже отдаленно не привязываться к ней. Для аутичных детей характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения – речевой инициативы. В ходе работы с аутичными детьми выясняется, что происходит достаточно интенсивное накопление пассивного словаря, но он имеет преимущественно номинативный характер. Становление фразовой речи у этих детей происходит чрезвычайно замедленно. Трудности в овладении семантическими компонентами речи (объективными-обозначающими предметы, предикативными-обозначающими действия, атрибутивными-обозначающими признаки предметов) приводят к нарушению синтаксиса. Особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря. Таким образом, без специальной коррекционной работы спонтанное развитие речи может остановится на этом этапе, ребенок не сможет пользоваться речью как средством общения. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. В своей работе мы используем методические разработки Л. Г. Нуриевой, Т. И. Морозовой, Л. Б. Баряевой. Задачи коррекционно-развивающей работы:
Экспрессивная речь – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи. Этапы работы:
Осбенности коррекционно-развивающей работы:
Игры с ритмами и мелодиями также помогают «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Хорошо использовать детские песни из мультфильмов: «Антошка», «Чунга-чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др. Дети любят танцы с флажками, цветами и ленточками. 3. Для развития зрительно-моторного комплекса ( «глаз-рука») и развития мелких мышц кисти, проводится ряд специальных игр с предметами, обязательно с речевым сопровождением в виде потешек, четверостиший, песен. 4. При работе с аутичным ребенком важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень ненадолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий. 5. Для закрепления появившихся речевых реакций нужно постоянно в игре или на занятиях воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция. Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Эффективными методическими приемами для стимуляции звукоподражания являются:
Усвоение номинативного словаря в практической деятельности Специфика речевого развития детей позволяет более эффективно работать над пассивным словарем, по словарным темам: части тела, продукты питания, мебель, зима, одежда, посуда, животные, “мамины помощники” — электроприборы и др. Соотнесение предмета с картинкой. Занятия на данном этапе становятся более интересными и разнообразными, так как с появлением указательного жеста, у детей появляется больший интерес к наглядному и дидактическому материалу. Работа над лексическим материалом ведётся при совместном использовании реальных предметов, муляжей. Ребёнок сам или с помощью педагога «оконтуривает» предмет, при этом педагог чётко и утрированно произносит данное слово. Затем ребёнок узнаёт данный предмет на картинке, и, путём подкладывания картинки к предмету усваивается его название. Таким образом, работа над соотнесением предмета с картинкой заключается в первичной задаче педагога – привлечение внимания ребенка к губам и рукам взрослого в момент проговаривания слова. Особое внимание на данном этапе уделяется инструкциям: “Дай мне…”, “Покажи где… ” Именно использование реальных предметов (мебель, продукты питания), муляжей заинтересовало детей и позволило расширить пассивный словарь по пройденным темам. Накопление номинативного словаря. Используются игры не только на соотнесение предмета с картинкой, но и классификации (продукты питания – мебель, посуда – одежда, т.е. грубые различия). Классификация вообще является одним из первых приемов работы, когда у ребенка не сформированы понятия: “дай…” и “покажи”. Первоначальное формирование атрибутивного словаря (основные цвета, формы, размер), так же начинается с классификаций. Игры и пособия для накопления номинативного словаря: пазлы (2, 4-х составные), составные кубики, разрезные картинки, водные раскраски (многоразовые), игрушки. Накопление атрибутивного словаря. Работа над накоплением атрибутивного словаря начинается с изучения основных оттенков цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Классификация выполняется также на разноцветных предметах, которые необходимо разложить по коробочкам идентичных цветов. Используемые д/игры: «Цветное лото», «Лото» (величина, форма), «Слова-антонимы» (простые варианты) Накопления предикативного (глагольного) словаря лучше начать с понимания действий на картинках (лучше фотографиях), на которых изображены люди (на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных), совершающие простые действия. В начале используют те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, «пьет», «сидит», «рисует», «ест» и т.п.). Можно подобрать и изображения тех действий, которые часто встречаются в быту ( «спит», «моет» и т.п.). На каждый глагол подбирается несколько картинок (фотографий) для того, чтобы избежать ассоциации слова с конкретным изображением. Каждый изображенный на фотографиях (картинках), должен выполнять несколько действий. Например, если используются фотографии мамы, то на них она и пьет, и спит, и рисует, и т.д. В таком случае при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия. Работа с картинками. Можно выполнять выкладывание последовательности картинок – глаголов. (“Мишка поспал, где мишка спит? Потом мишка кушает, где мишка кушает? ” и т.д.). Усложнение атрибутивного словаря проходит так же на построении последовательностей из карточек. Для данного вида задания используются пиктограммы, мнемодорожки, опорные картинки, игрушки. Важно отметить, что при обучении речевым навыкам (как и любым другим) ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык (например, называние предметов), не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего. Литература:
|