Шафеева Альфия Аркадьевна Речь – одна из основных высших психических функций. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений.
Использование интегрированных занятий в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, развивает экспрессивную речь. Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области. Определяя содержание интегрированных занятий, необходимо ориентироваться на интересы, способности и возможности детей. Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность. На таких занятиях у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, что позволит в дальнейшем выбрать доступную и интересную для себя деятельность, реализовать свои возможности в школьном обучении, безболезненно интегрироваться в современное общество. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры и являются более результативными. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и конструированию с использованием сказочных персонажей становятся более интересными и эффективными. Таким образом, использование интегрированных занятий является одним из средств коррекции и развития дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Я сегодня архитектор Задачи: 1. Закреплять знания детей о городе. 2. Познакомить с профессией архитектора. 3. Развивать экспрессивную речь детей на основе составления описательного рассказа об архитекторе. 4. Развивать целостность зрительного восприятия, ориентировку в пространстве, мыслительные процессы на основе специальных коррекционных приемов. 5. Развивать способность к взаимопомощи и взаимодействию. Материал: Карточки со словами – названиями профессий, картинки, изображающие профессии людей, предметные картинки с изображением орудий труда, схема составления описательного рассказа; конструктор «Юный архитектор». Ход занятия 1.Оргмомент. (Из-за ширмы выходит поросенок Наф-Наф). - Кто к нам пришел? Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наф-Наф. А вас как зовут? (Дети называют свои имена). - Вы хотите поиграть? (Да). - Я вам открытки принес. А можно я у вас на занятии посижу. (Педагог благодарит за открытки, сажает поросенка на стульчик) Ребята, Наф-Наф принес открытки не простые, а волшебные. Это даже не открытки, а только их части. Первым сядет тот, кто найдет остальные части от своих открыток. Дети собирают разрезные картинки, называют, что получилось (многоэтажный жилой дом, кинотеатр «Джалиль», речной порт, школа, магазин ) и садятся на стульчики. - Если рядом положить все открытки, что получится? (Часть города). - Как вы думаете, какой город изображен здесь? 2.Введение в тему Правильно, это и есть наш город, город в котором мы живем. А вы знаете, что наш город является самым красивым, самым благоустроенным городом не только в Татарстане, но и в России. Чтобы он был таким красивым, трудится очень много людей различных профессий. Но мы сегодня будем говорить о строительных профессиях. 3. Отгадывание загадок. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте найти карточку с отгадкой. (Дети находят слова-отгадки, читают и помещают на доску). На работе день-деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (Крановщик) Кладет кирпич за кирпичом – Растет этаж за этажом, И с каждым часом, С каждым днем Все выше, выше новый дом. (Каменщик) К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор. Ковшом он роет котлован И будет дом построен там. (Экскаваторщик) Давно он с деревом знаком, С пилой, рубанком, молотком. Избу поставит и дворец Прекрасный мастер – молодец. (Плотник) Красит стены и заборы, И железо, и бетон. Он и дерево покрасит, И бумагу, и картон. (Маляр) Они волшебники и маги: Дом нарисуют на бумаге, А через год мы этот дом На нашей улице найдем. ( Архитектор) 4. Исключение «Четвертого лишнего» - Ребята, у меня есть картинки, но одна здесь лишняя. Как вы думаете, какая картинка не подходит? ( Маляр, каменщик, почтальон, штукатур). Почему не подходит? (Почтальон – не строительная профессия) - Какие строительные профессии мы знаем, прочитаем все вместе. - Для работы у них есть свои специальные инструменты или техника. Нужно найти, кому, что нужно для работы. (Крановщику – подъемный кран, маляру – ведро с краской и кисти и т.д.). 5.Физминутка«Маляры» Маляры известку носят, Дети идут по кругу друг за другом, держат в Стены кистью купоросят. руках воображаемые ведра. Не спеша разводят мел Повернулись лицом в круг, движения Я бы тоже так сумел. воображаемой кистью вверх- вниз. Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре, «красят» 6.Беседа о профессии. Ребята, мы с вами сегодня побеседуем о профессии архитектора. А поможет нам схема-подсказка. Показ картины архитектора - Что это за профессия? - Носят ли люди этой профессии форменную одежду? - Какие инструменты он использует в своей работе? - Это какая профессия – мужская или женская? - Что делают люди этой профессии? (Придумывают и планируют строительство домов и городов, делают их макеты). - А вы хотите побывать в роли архитектора? - Давайте рассмотрим, что лежит на столе. (Сначала дети по очереди отвечают на вопросы, затем один ребенок, по желанию, рассказывает о профессии архитектора) 7. Рассмотрение схемы города. - Это схема, на которой изображена территория будущего города. Как вы думаете, что здесь изображено (Река, дорога, мостик, стадион…) - В центе расположен торговый комплекс. Вокруг него – жилые двухэтажные дома. За городом располагается дачный поселок. За рекой – четырехэтажные высотные дома. Слева от дороги – улица, состоящая из двухэтажных домов. На окраине города мы посадим хвойные деревья. А центр озеленим лиственными деревьями. - Макет какого строительного объекта каждый из вас хотел бы построить? (Дети отвечают). - Подберите нужные детали. (Коллективная работа детей) 8. Итог. -Что у нас получилось? - Кем мы сегодня были? - Как вы думаете, легко ли быть архитектором? - Алина, как ты думаешь, кто сегодня хорошо занимался? Саша, а тебе кто понравился… - Наф-Нафу тоже понравилось, как мы занимались. Теперь встанет тот, кто назовет строительную профессию. (Дети называют и встают).
Литература 1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду./М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 60-61с. 2.Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В.Развитие речи ребенка от одного до семи лет./М.: «Сфера». 2007. – 3с. 3.Шафеева А. А., Гришанова Г.И. Все работы хороши./Нижнекамск, УМЦ, 2006. – 82-88.
|