«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» |
Дефектология | |||
Автор: Абзакова Луиза Рашитовна Мамбетова Файруза Ахметхановна | |||
11.06.2024 14:11 | |||
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Основная деятельность учителя дефектолога в ДОУ направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками в коррекционныхусловиях обучения. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При любом виде отклонения, для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную динамику его развития. У детей с ОВЗ большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи — развитие мелкой моторики. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.
"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку". 5. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной. 6. Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре. 7. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т.п. «Найди предметы», спрячь, построй дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка. 8. Игры с жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием пальцев внутрь). 9. Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков. 10. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке. 11. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию связной речи ребенка с ОВЗ. Таким образом, развивая руку ребенка мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость. И самое главное, мы заботимся о его здоровье. Учитель-дефектолог, Абзакова Луиза Рашитовна. Воспитатель, МамбетоваФайрузаАхметхановна. МАДОУ комбинированного вида д/с «Сказка».
|