Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности психолого-педагогической коррекции внимания старших дошкольников с задержкой психического развития
Дефектология
Автор: Карпикова Елена Алексеевна Мухамадеева Альбина Давлетовна Замотаева Екатерина Юрьевна Александрова Надежда Викторовна   
21.10.2023 11:02

Особенности психолого-педагогической коррекции внимания старшихдошкольников с задержкой психического развитияОсобенности психолого-педагогической коррекции внимания старшихдошкольников с задержкой психического развития

Благодаря многочисленным психолого-педагогическимисследованиям и практическим разработкам (Т. А. Власова, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, В.П. Мусина, А.Р. Лурия и др.), воспитаниеиобучениедетей с ЗПР имеет значительный набор средств, способов, приемов развития, управления и организациивнимания. Представители коррекционной педагогики считают, что чем раньше начата коррекционная работа, тем больших результатов в исправлении тех или иных нарушений можно достичь, а также предотвратить будущие осложнения от нескорректированных нарушений. Кроме того, развивая внимание дошкольника, педагогтакжевлияет на повышение эффективности многих познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления. [1].

Главной целью коррекционной работы, направленной на развитие внимания старших дошкольников с ЗПРявляется формирование его свойств, а также произвольного вида данного познавательного процесса. Организация психолого-педагогической коррекции внимания опирается на следующие основные принципы:

 Скачать конспект

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач – отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. В этой связи следует помнить, что отставание в формировании отдельных свойств внимания закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии других. Поэтому при определении целей и задач коррекционной работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и конкретными трудностями, а оптимизировать процесс за счет интенсификации сильных сторон внимания посредством механизма компенсации. Любое коррекционное воздействие на то или иное свойство внимания должно быть направлено не просто на коррекцию недостатков в его развитии, но и на создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей внимания в целом[2].

Условиями развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР будут являться следующие:

  • привычные и комфортные условия работы
  • исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей
  • организация и стимулирование педагогом активной самостоятельной и творческой работы обучающихся
  • развитие наблюдательности (путем повторений и упражнений) как основы произвольного внимания
  • обучение ребенка рассуждать вслух, т.е. называть то, что он должен держать в сфере своего внимания
  • развитие навыков самоконтроля (как элемента произвольного внимания) путем соблюдения четкого порядка действий контроля и требования следовать этому порядку
  • психическое состояние ребенка (отсутствие эмоционального возбуждения, негативизма, утомленности и т.п.)
  • осознание дошкольником долга и обязанности в выполнении данной деятельности, а также важности и значимости ее результатов
  • увлеченность ребенка изучаемым материалом или предметом деятельности (то, что связано с интересами и потребностями детей, само собой приковывает их внимание)
  • работа должна быть организована педагогом так, чтобы все дети работали внимательно и осуждали тех, кто отвлекается и мешает сосредоточиться другим.

2. Принцип единства диагностики и коррекции– отражает целостность процесса развития внимания ребенка. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития внимания в целом и отдельных его свойств; сделать заключение об их возможных причинах, и на основании этого сформулировать направления, методы и средства коррекционно-развивающей работы[3]. В то же время любая диагностика станет бессмысленна без последующей системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Коррекционно-развивающая работа, в свою очередь, снова потребует контроля динамики изменений свойств внимания дошкольника. Такой контроль, осуществляемый посредством применения различных диагностических методик, позволит внести необходимые коррективы в методы и средства психологического воздействия на ребенка с учетом конечной цели – развития внимания старшегодошкольника с ЗПР.

3. Деятельностный принцип коррекции, опирающийся на положения о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Деятельностный принцип определяет направления проведения коррекционной работы на организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для развития познавательных процессов, в том числе – внимания[4].

Ведущей деятельностью у старшихдошкольников с ЗПР является игровая. Поэтому одним из эффективных методов развития свойств вниманияявляются различного рода дидактические игры и упражнения. Например, большое значение для развития целенаправленности внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы развивать у детей устойчивость, сосредоточенность внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры. В одних надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – использовать сосредоточенность и устойчивость внимания, чтобы заметить и осознать происшедшие изменения. Выполнение корректурных заданий и упражнений способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля[5].

4. Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме наряду с признанием факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Из этого следует, что коррекционная работа по развитию свойств внимания старшихдошкольников с ЗПР не может быть унифицированной или обезличенной.

В процессе коррекционной работы обязательным является учет формы и степени тяжести задержки психического развития обучающегося, а такжеиндивидуальных особенностей каждого ребенка. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом коррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза коррекционная работа должна, прежде всего, ориентироваться наразвитие навыков само-контроля и регуляции деятельности.

Конкретные рекомендации к психолого-педагогической коррекциисвойств внимания старших дошкольников с ЗПР выражаются в следующем:

  • необходимо усиливать мотивацию обучения
  • проводить специальную работу по развитию отдельных свойств внимания
  • тренировать внимание с помощью системы упражнений, способствующих формированию внимания как особой привычки, черты личности
  • организовать поэтапное формирование у детей действий контроля и самоконтроля
  • сочетать как групповые, так и индивидуальные формы коррекции

- главное в коррекционной работе – учет индивидуальных особенностейобучающихся [1].

Список использованных источников

  1. Алмазова, О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. … канд. пед. наук / АлмазоваО. В. – Екатеринбург, 1997. – 32 с.
  2. Волошин, М.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой психиатрии и психотерапии в Российской Федерации / М.В. Волошин, Н.В. Вострокнутов, И.А. Козлова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2011. – № 1. – С. 34-38.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. –Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с.
  4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды /А. В. Запорожец. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2016. –287 с.
  5. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образу и словесной инструкции / Г.И. Жаренкова//Дефектология. – 1992. – №4. С. 27-31.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год