Особенности психолого-педагогической коррекции внимания старших дошкольников с задержкой психического развития |
Дефектология | |||
Автор: Карпикова Елена Алексеевна Мухамадеева Альбина Давлетовна Замотаева Екатерина Юрьевна Александрова Надежда Викторовна | |||
21.10.2023 11:02 | |||
Особенности психолого-педагогической коррекции внимания старшихдошкольников с задержкой психического развития Благодаря многочисленным психолого-педагогическимисследованиям и практическим разработкам (Т. А. Власова, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, В.П. Мусина, А.Р. Лурия и др.), воспитаниеиобучениедетей с ЗПР имеет значительный набор средств, способов, приемов развития, управления и организациивнимания. Представители коррекционной педагогики считают, что чем раньше начата коррекционная работа, тем больших результатов в исправлении тех или иных нарушений можно достичь, а также предотвратить будущие осложнения от нескорректированных нарушений. Кроме того, развивая внимание дошкольника, педагогтакжевлияет на повышение эффективности многих познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления. [1]. Главной целью коррекционной работы, направленной на развитие внимания старших дошкольников с ЗПРявляется формирование его свойств, а также произвольного вида данного познавательного процесса. Организация психолого-педагогической коррекции внимания опирается на следующие основные принципы: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач – отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. В этой связи следует помнить, что отставание в формировании отдельных свойств внимания закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии других. Поэтому при определении целей и задач коррекционной работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и конкретными трудностями, а оптимизировать процесс за счет интенсификации сильных сторон внимания посредством механизма компенсации. Любое коррекционное воздействие на то или иное свойство внимания должно быть направлено не просто на коррекцию недостатков в его развитии, но и на создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей внимания в целом[2]. Условиями развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР будут являться следующие:
2. Принцип единства диагностики и коррекции– отражает целостность процесса развития внимания ребенка. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития внимания в целом и отдельных его свойств; сделать заключение об их возможных причинах, и на основании этого сформулировать направления, методы и средства коррекционно-развивающей работы[3]. В то же время любая диагностика станет бессмысленна без последующей системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Коррекционно-развивающая работа, в свою очередь, снова потребует контроля динамики изменений свойств внимания дошкольника. Такой контроль, осуществляемый посредством применения различных диагностических методик, позволит внести необходимые коррективы в методы и средства психологического воздействия на ребенка с учетом конечной цели – развития внимания старшегодошкольника с ЗПР. 3. Деятельностный принцип коррекции, опирающийся на положения о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Деятельностный принцип определяет направления проведения коррекционной работы на организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для развития познавательных процессов, в том числе – внимания[4]. Ведущей деятельностью у старшихдошкольников с ЗПР является игровая. Поэтому одним из эффективных методов развития свойств вниманияявляются различного рода дидактические игры и упражнения. Например, большое значение для развития целенаправленности внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы развивать у детей устойчивость, сосредоточенность внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры. В одних надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – использовать сосредоточенность и устойчивость внимания, чтобы заметить и осознать происшедшие изменения. Выполнение корректурных заданий и упражнений способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля[5]. 4. Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме наряду с признанием факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Из этого следует, что коррекционная работа по развитию свойств внимания старшихдошкольников с ЗПР не может быть унифицированной или обезличенной. В процессе коррекционной работы обязательным является учет формы и степени тяжести задержки психического развития обучающегося, а такжеиндивидуальных особенностей каждого ребенка. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом коррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза коррекционная работа должна, прежде всего, ориентироваться наразвитие навыков само-контроля и регуляции деятельности. Конкретные рекомендации к психолого-педагогической коррекциисвойств внимания старших дошкольников с ЗПР выражаются в следующем:
- главное в коррекционной работе – учет индивидуальных особенностейобучающихся [1]. Список использованных источников
|