Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Факторы успешного воспитания детей с нарушениями в развитии
Дефектология
Автор: О. А. Колесникова В. В. Яцюк   
21.12.2022 08:21

Факторы успешного воспитания детей с нарушениями в развитииФакторы успешного воспитания детей с нарушениями в развитии

  • О. А. Колесникова
  • В. В. Яцюк

МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино», г. Шелехов, Российская Федерация

Аннотация. В статье дается трактовка понятия «взаимодействие педагогов и родителей», анализируются современные проблемы организации взаимодействия детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описан опыт работы, позволяющий повысить эффективность совместной работы.

Ключевые слова: обучающийся с ОВЗ, участники образовательных отношений, воспитание дошкольника.

 

Модернизация образования определила приоритеты образовательной политики в области коррекционной педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». [2. ст. 2]

«Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность». [2. ст. 2]

Взаимодействие участников образовательных отношений, обеспечивающих профилактику и коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, подразумевает систему образовательной деятельности «команды», направленную на успешную коррекцию и развитие каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Одним из важных факторов успешного воспитания детей с нарушениями в развитии, является активное участие семьи в образовательном процессе.

«Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей». [1. 43]

Основная роль в воспитании ребенка принадлежит семье, которая является хранительницей культурных традиций, служит примером взаимоотношений, воспитывает отношение к труду, старшим, учёбе, формирует моральные ценности.

Опыт отношений в семье передается поколениями, важно чтобы он был положительным и не расходился с принятыми устоями в обществе.

Наш педагогический опыт работы позволяет утверждать об увеличении количества семей с низкой социальной позицией. Родители предъявляют требования к образовательным организациям, зачастую перекладывая на педагогов родительскую ответственность.

У большинства современных родителей низкая заинтересованность, отсутствие желания включаться в совместную работу с педагогами. Родители растеряны, иногда агрессивны, бывает равнодушны.

Противоречия между педагогами и родителями также возникают из-за различных подходов к процессу воспитания, большого количества требований, предъявляемых друг другу, различного уровня воспитания родителей и педагогов.

«Следует отметить, что существует проблема осознания необходимости участия в образовательном процессе в тесной связи с практической деятельностью ДОО семьями воспитанников». [2. стр. 9]

Педагоги не могут заменить семейное воспитание, но способны обратить внимание родителей на существующие проблемы и попытаться совместно их решить. Активное участие семьи в образовательном процессе дошкольной организации является залогом успешного воспитания детей.

«Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность». [1. стр. 27]

Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Решение перечисленных проблем требует построения адекватной системы взаимодействия педагогов с родителями, способную обеспечить успешное воспитание ребенка.

Задачи, оптимизирующие работу педагогов с родителями

Оказывать помощь родителям в адаптации к состоянию (болезни) ребенка.

Обучать родителей грамотному взаимодействию с педагогами.

Создавать условия для совместного планирования образовательной деятельности.

Систематически представлять информацию родителям о деятельности педагогов и ребенка в дошкольной организации.

Формировать родительскую ответственность и компетентность в вопросах профилактики и коррекции нарушений развития ребёнка.

Учитывать инициативу и пожелания семей воспитанников в организации образовательного процесса.

Активизировать социальную позицию родителей, восстанавливать и расширять социальные связи, искать возможность членам семьи опереться на свои собственные ресурсы

Формировать отношения партнёрства и доверительности с родителями воспитанников.

Анализировать полученные результаты.

Эффективные формы работы для решения поставленных задач

Беседы, размещение материалов на сайте группы, стенде, изготовление буклетов, брошюр, позволяет информировать родителей о закономерностях и особенностях развития ребенка, возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка.

Индивидуальное консультирование позволяет искать решения проблемных ситуаций педагогического характера, оценивать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка.

Семейное консультирование позволяет поддерживать семью в преодолении эмоциональных нарушений в семье.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей с использованием эффективных методов воспитательного воздействия на самого ребенка являются результативным способом обучения родителей.

Групповая работа (организация работы родительских и детско-родительских групп), обучает взаимодействию с собственным ребенком, применению современных коррекционно — развивающих технологий.

Групповая работа проводится при проведении родительских собраний, мастер-классов, реализации совместных проектов, круглых столов, родительских университетов и т.д.

Кроме вышеперечисленных форм работы, педагоги дополнительно учли следующий фактор — активное использование родителями интернет — ресурсов для получения информации, предпочтение мобильного общения.

Совместно с родителями было принято решение о включении в образовательный процесс социальной сети, как средства образовательного ресурса. С этой целью создали закрытую группу в социальной сети «ВКонтакте» для «Взаимодействия с родителями наших дошколят».

Создание группы позволяет:

  • формировать родительскую ответственность и компетентность в вопросах профилактики и коррекции нарушений развития ребёнка;
  • систематически представлять информацию родителям о деятельности педагогов и ребенка в дошкольной организации;
  • обеспечивать реализацию единых требований к работе с детьми;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять доступный прямой контакт участников друг с другом;
  • продолжать взаимодействие с родителями воспитанников, обучающихся в школе.

Общение в группе дает возможность привлечь к взаимодействию следующих специалистов – педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, невролога.

Добиваться конструктивного диалога с родителями нам помогают следующие правила:

  1. не стремиться, во что бы то ни стало, отстаивать собственную позицию;
  2. воспринимать «ошибки» в воспитании, как создание новых возможностей для развития ребенка;
  3. учитывать интересы детей и родителей.

В образовательной организации ключевую роль всегда играет педагог, от того насколько профессионально выстраивает он свою работу с остальными участниками образовательных отношений, будет зависеть результат работы.

Важно развивать, воспитывать, корректировать недостатки в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья максимально качественно, чтобы ребенок умел учиться, трудиться, знал и применял правила поведения, принятые в обществе.

Ведущая роль в решении поставленной цели принадлежит семье ребенка и педагогам, которые его сопровождают.

От грамотного профессионального взаимодействия педагогов с семьями воспитанников зависит эффективность социальной успешности ребенка.

Список использованной литературы

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования http: //www. firo. ru/wp-conten
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.ст. 2

Информация об авторах

  1. Колесникова Ольга Анатольевна, учитель-дефектолог МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино» 666034, Иркутская область, г. Шелехов, квартал 11, дом 11; e-mail: kolubel@gmail. com
  2. Яцюк Валентина Викторовна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино» 666034, Иркутская область, г. Шелехов, квартал 11, дом 11; e-mail: valentina. yatsyuk@mail. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год