Рекомендации для педагогов по формированию навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПР |
Дефектология | |||
Автор: Свалова Олеся Викторовна | |||
26.12.2021 18:48 | |||
Рекомендации для педагогов по формированию навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПР Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют бедный словарный запас: не понимают, не знают значения многих слов, не умеют правильно употребить слова. Их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с ЗПР без предварительного обучения с заданиями на подбор родственных слов не справляются. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи — обогащение словарного запаса через работу по формированию навыка подбора родственных слов. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи. Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей. Подготовительный этап — необходимо познакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов.
1. Предварительный подбор педагогом родственных слов. Выбранные слова должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастному, интеллектуальному и речевому развитию. 2. Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение. Чтение педагогом слов с установкой на запоминание. Акцентируется внимание на общую звуковую часть, после чего поясняется смысловая общность слов. Припоминание детьми родственных слов (в игре с мячом), составление каждым ребенком предложений с одним из предлагаемых слов. Коррекционный этап — сформировать навыки применения родственных слов в устной речи. 1. Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы. Чтение педагогом родственных слов с установкой на выделение главного слова. Составление каждым ребенком предложения с главным словом. 2. Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов. Чтение педагогом родственных слов с установкой на отыскание, запоминание слова (слов), иногда похожего по звучанию, но обязательно не подходящего по смыслу ко всем остальным словам. Составление предложения каждым ребенком с лишним словом. 3. Группировка слов в разные родственные группы «семьи». Чтение педагогом двух смешанных групп родственных слов с установкой на отыскание, запоминание главных слов каждой группы. Распределение детей на две команды. Повторное чтение слов с установкой на запоминание родственных слов для своей команды, соответствующих заданному главному слову. Припоминание и называние командами своих родственных слов в игре с мячом. 4. Образование родственных слов. - По образцу педагога - По вопросам педагога 5. Образование родственных слов. - По опорным схемам. Слово, которое говорят, когда «предмета много». Слово, обозначающее большой предмет. Слово, обозначающее уменьшенный предмет. Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом. Слово-действие. Слова-признаки. 6. Самостоятельное образование родственных слов. Без опоры на образец, вопрос или схему. В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе. Поэтому для более успешного формирования навыка подбора родственных слов у старших дошкольников с ЗПР, включаю в свою работу такие игры и упражнения: «Какое слово длиннее?» Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Ход упражнения. С помощью вопросов уточняется значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливается семантическая общность слов. Дается задание определить, какое слово длиннее «Запомни, повтори» Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц. Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница) «Лото» Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово. Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки. «Ответь на вопросы» Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам педагога Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают:
«Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя. Упражнение: «Четвёртый лишний» Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «Лишнее». Ход. Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?
Назвать лишнее слово, используя картинный материал. Упражнение: «Узнай слово по его описанию». Цель: познакомить с понятием «родственные слова». Расширять слова новыми словами. Ход упражнения: Посмотрите на картинки, узнайте слово по его описанию.
«Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом. Упражнение: «Вспомни – назови». Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память. Ход. Послушайте стихотворение и назовите родственные слова. Зимушка – зима сменила Дождь осенний на мороз, Озимые снежком прикрыла И щиплет ребятню за нос. Медведь в берлогу на зимовку Залёг до будущей весны. Клесты, зимующие птицы, Гнездятся на ветвях сосны. По-зимнему природа нарядилась, И зимние забавы допоздна Ребятам на прогулках подарила, Покуда не пришла весна. (Кулакова Т.В.) Упражнение — ребусы. Цель: учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Упражнение: «Отгадай слово». Цель: развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звуки в слове, определять место звука в слове. Ход. Чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку. - Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять. - Назовите звук, который слышим между согласными звуками в и д в слове водный. - Назовите 3-й звук в слове водовоз. - Назовите звук, который слышится перед звуком ч в слове водичка. - Назовите звук, который слышится после звука д в слове вода. Упражнение: «Закончи предложения». Цель. Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову вода. В речку течёт чистая ключевая … вода. Лисичка – сестричка пьёт из речки... водичку. В море ремонтируют корабли …водолазы. Цып-цып, цыплятки, кто меня боится, тому не дам … водицы. Этот сказочный герой зовётся просто …Водяной. Весёлой шумною толпой коровы шли на … водопой. Упражнение: «Перескажи рассказ». Цель: учить находить в тексте родственные слова. Продолжать закреплять навыки пересказа связного текста. - Чтение детям текста. - Беседа по его содержанию. - Разбор незнакомых слов. - Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов. Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями. Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка с ЗПР, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила. Список литературы:
|