Инновационные приемы работы по обучению дошкольников навыкам звуко-слогового анализа и синтеза |
Дефектология | |||
Автор: Симонова Ольга Викторовна | |||
25.12.2021 21:42 | |||
Инновационные приемы работы по обучению дошкольников навыкам звуко-слогового анализа и синтеза Симонова О.В. Учитель-логопед, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 п. Северный Белгородского района Белгородской области» Разработка новых методических приемов была нацелена на повышение эффективности обучения детей с ОНР звуковому и слоговому анализу и синтезу, на максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Коррекционные задачи:
Повышение мотивационной готовности.
Очень важный элемент успешности обучения – это эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс. Поэтому мы, взрослые, должны построить процесс обучения таким образом, чтобы грамота стала для детей увлекательной сказкой, в которой можно жить и играть. Еженедельно в группах оформляется стенд, куда помещаются символы звуков, сочетания символов для слияния звуков в слоги (они соответствуют этапу обучения). Также на стенде помещаются рисунки и аппликации детей, содержащие изучаемый звук, и другие творческие работы. Например, в подготовительной группе дети с родителями изготавливают книжки – самоделки, в которых иллюстрациями являются рисунки или фотографии детей. Текст придумывают дети совместно с родителями. В старшей группе дети придумывают короткие сказки о звуках, используя слова и персонажи, присутствовавшие на занятии логопеда. Первоначально сказки придумываются коллективно на логопедическом занятии. Особой привлекательностью на логопедических занятиях пользуются компьютерные игры. Например, Сказка о звуке И Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ». Во дворе у звука И жил ИНДЮК. На клумбе росли ИРИСЫ. В гости часто заходил ИНДЕЕЦ, с ним звук И ИГРАЛ в ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ. В подготовительной группе каждый ребенок является строителем своего «Замка Грамоты». На стенде помещается образец замка, а детям разъясняется, что каждый из них сможет построить свой замок, постепенно овладевая навыками звукового, слогового и языкового анализа и навыками чтения. Части замков в торжественной обстановке прикрепляются самими детьми, после завершения очередного этапа обучения. Например, части фундамента обозначают умения детей: анализировать и читать ряд из гласных звуков, анализировать и читать обратный слог, определять позицию гласного звука в слове (начало, середина, конец). Помимо постепенного «строительства» замков дети украшают их наклейками, полученными на логопедических занятиях в качестве поощрения. Повышению мотивационной готовности детей к обучению способствует использование в коррекционной работе приемов песочной игротерапии, которые предложены Т.Д. Зинкович-Евстигнеевой и Т.М. Грабенков «Практикум по креативной терапии». Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей. Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными. Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта. Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв. «Проложи дорожку» При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов. Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Дидактические пособия и оригинальные приемы работы Эффективным приемом работы по обучению звуко — слоговому анализу является использование числового ряда. Наглядно – чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно – ручной и слухо – произносительной координации, так как позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова (И. Н. Садовникова). Работу с числовым рядом мы начинаем в старшей группе. Первоначально цифровой ряд представлен в виде числового коврика. Дети, анализируя, например, звуковой ряд из гласных звуков, берут символ звука и садятся на соответствующее поле с цифрой. При индивидуальной форме работы ребенок, шагая по цифровому коврику, называет звуки, услышанные им в определенной последовательности. Аналогично проводится работа по развитию слогового анализа, последовательность слогов в слове соотносится детьми с последовательностью цифр в ряду. В подготовительной группе числовой ряд используется на занятиях в виде набора цифр для каждого ребенка от одного до девяти. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например, «В этом слове четыре звука». Или дети, с опорой на цифровой ряд, находят место определенного звука в слове, дают его характеристику, называют предыдущий и последующий звуки. На логопедических занятиях и в ходе совместной деятельности детей с воспитателями мы используем многофункциональную игру «Почтальон», многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие в страну АБВГдейку». Перед ребенком или группой детей ставится условие, например, доставить почтовый конверт, идя по дорожке, которая соединяет домики, имеющие в названиях разные гласные звуки. На домиках изображены: КОТ, ДОМ, КИТ, СОК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах. Другие варианты задания:
В подготовительной группе слова на домиках могут быть написаны. Для активизации речеслухового внимания и памяти детей и закрепления символов звуков эффективно использовать игру «Будь внимателен!», попутно способствующую развитию фонематического восприятия. Звуки, актуальные для конкретного занятия, зашифровываются определенным движением или позой тела. Движения ассоциативно связаны с символом звука. Например, А – руки описывают большой круг, двигаясь сверху вниз; О – руки, соединяясь, образуют овал; У – ладони двух рук, соединяясь, образуют круг; И – руки вытянуты в стороны; Т – дети кулаком одной руки стучат о ладонь другой ( «молоток»); К – дети указательным пальцем одной руки ударяют о ладонь другой ( «каблук»); М – дети указательными пальцами двух рук, приставленных к голове, изображают рога ( «корова»); Н – ладонями прикрыть глаза ( «Нонна ноет»). Логопед произносит изолированные звуки, слоги, слова, а дети принимают соответствующие услышанному звуку позы или выполняют движения. С целью закрепления умения детей соединять звуки в слоги и слова условными движениями логопед «зашифровывает» слог или слово. Перед детьми стоит задача разгадать слово, соединив звуки. Впоследствии зашифровывать слова могут сами дети. В логопедической практике нередко встречаются дети, которые долго не могут запомнить буквенные обозначения. В логопедии разработано множество приемов работы по оказанию помощи таким детям (Р. И. Лалаева). Интересной является форма работы по конструированию букв из самих детей. Группа детей, ложась на ковер, под руководством «проблемного» в этом плана ребенка, строят определенную букву, а затем могут преобразовать ее в другую. Для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза нами используется авторское дидактическое пособие «Звуковой коврик». Это пособие представляет собой сшитый из двойной полиэтиленовой пленки коврик размером 150 на 150 см, разделенный на 9 квадратов – карманов. В карманы вставляются карточки (символы звуков, буквы) или картинки достаточно большого размера. Использование этого пособия позволяет параллельно развивать навыки пространственной ориентировки. Выполняя задания, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза ребенок должен двигаться, изменять положение своего тела в пространстве. Эта возможность важна при работе с гиперактивными детьми. Варианты дидактических игр с использованием пособия: «Покажи дорогу» В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы (второй год обучения). Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь. Например, шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук И. Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово. Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его покажет символ на коврике. «Найди свой домик» Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом. «Составь слово» Ведущий называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой. Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков. Наглядные пособия. На протяжении двух лет обучения на занятиях и в повседневной жизни детей присутствуют наглядные пособия, которые способствуют осмыслению детьми фонетической системы языка. Основным пособием являются «Домики звуков». При знакомстве со звуками на логопедических занятиях дети отыскивают окошко нужного звука, опираясь на характеристику звука. Для закрепления фонетических знаний на втором году обучения детям предлагаются следующие задания:
Использование в коррекционной работе данных пособий и методов позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.
|