Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности |
Дефектология | |||
Автор: Шардакова Наталья Владимировна | |||
03.03.2020 08:39 | |||
Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков. Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Учитывая это, необходимо поставить ряд конкретных задач:
Совместно с логопедом проанализировать особенности речевого развития детей. Диагностическое обследование позволяет определить уровень развития лексики, грамматики и связной речи у детей с нарушениями речи. При оценке состояния навыков по этим направлениям должны быть учтены общеобразовательные программные требования для данной возрастной группы. На основании полученных данных вместе с логопедом наметить основные направления, определить содержание работы. При планировании коррекционной работы учесть следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
-чередование и вариативность упражнений. Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно. По развитию лексико-грамматической стороны речи отрабатывать на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовать различные игры и игровые упражнения. Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного). На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеет этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги. Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д. Так закрепляется в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах. Учить детей различать род существительных, отрабатывать и закреплять обобщающие понятия. Игра «Обобщения». Оборудование. Лото. Предложить детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток- клубника, на второй- огурец, на третьей- ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети соответственно отвечают: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д. Для закрепления некоторых упражнений детям выдавать задания на дом, которые они выполняют под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивать положительно. В речевом уголке родителям разместить информацию, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя. Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учим сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность. На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя должна быть направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Этот раздел можно разделить на 3 этапа коррекционной работы по формированию словообразования: I этап Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Существительные: а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «к, ик, чик». Глаголы: а) дифференциация совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов; Прилагательные: а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом «ин». Игры: «Убираем урожай», «Охотник и пастух», «Кому что дадим?», «Кто подберет больше слов?», «Ералаш» «Угадай, кому нужны эти вещи?», «Волшебная цепочка», «Что спрятано?», II этап Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Существительные: а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами «оньк, еньк, ышк»; б) образование существительных с суффиксом «ниц» (сахарница). в) образование существительных с суффиксом «инк» (пылинка), с суффиксом «ин» (виноградина). Глаголы: а) с приставками «в, вы, на»; б) пространственного значения с приставкой «при»; Прилагательные: а) с суффиксом «и» без чередования (лисий); б) относительные с суффиксами «н, ан, ян, енн»; в) качественные с суффиксами «н, ив, чив, лив». Игры: «Что без чего?», «Поле чудес», «Что в магазине?», «Веселая ферма», «Приглашение к чаю», «Поймай – скажи», «Кто как передвигается», «Где мы были, что мы видели?», «Кто как ест», «Юный архитектор», «Кто как передвигается», «Добавь приставку», «Кто чем работает?» «Радуга» III этап Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Существительные: а) образование названий профессий; Глаголы: а) пространственного значения с приставкой «с, у, под, за, под, пере, до». Прилагательные: а) притяжательные с суффиксом «и» с чередованием (волчий); б) относительные с суффиксами «ан, ян, енн»; в) качественные с суффиксами «оват, еньк». Игры: «Угадай, что это?», «Путаница», «Назови профессию», «Что из чего сделано?», «Зверинец», «Угадай, что это?», «Живые слова», «Что какого цвета?». Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала. Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе воспитателя логопедической группы, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Повысить эффективность коррекционного обучения позволяет применение специализированных компьютерных технологий. Использование игр «Малышам о звуках», «Игры для Тигры» проводится совместно с логопедом. Таким образом, в работе воспитателя логопедической группы необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей. Библиографический список
|