Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ». |
Дефектология | |||
Автор: Богданова Анжела Васильевна | |||
29.02.2020 13:56 | |||
Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ». Данная методическая разработка рассчитана для занятий с дошкольниками с использованием песка. Занятия с песком особо актуальны для детей с ОВЗ, тк игры и занятия с песком -это мягкий, экологичный способ воздействия на ребенка. Любая игра в песочнице -это естественная потребность ребенка, с помощью игр и занятий можно обыграть любую ситуацию в песке. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам, обыгрывать различные дидактические темы. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но мы реально строим, создаем и проживаем. Например, используя фигурки, совместно с ребенком, мы можем обыграть на песке и построить ферму, чтоб ребенок лучше усвоил тему: «Домашние животные», можем построить лес и обыграть тему: «Дикие животные», построить различный ландшафт и дороги и обыграть тему «Транспорт» и др. темы.
Л.С. Выготский писал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление, речь) проходят длительный путь своего формирования и зависят преимущественно от окружающей среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития, и очень важно какую среду мы создаем ребенку. «Игра в песочнице снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку» (Грабенко Т.М, Зинкевич Евстигнеева Т.Д). Целью таких занятий является:
Занятия с песком многофункциональны, педагог на таких занятиях может решить сразу несколько задач, таких как:
Игры подбираются соответственно возрасту и тематике. Можно работать как с детьми младшего возраста, так и старшего и с родителями. Занятия проводит учитель-дефектолог-психолог. Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно. В работе используются как круглые, так и прямоугольные песочницы. Игры делятся на: 1) Познавательные: а) Знакомство с окружающим миром В этом разделе можно обыграть любую дидактическую тему. Через эти игры мы познаем то, что рядом с нами, ребенок узнает, что рядом с ним есть мир животных (домашних, диких, животных жарких стран и Севера, мир насекомых, транспорт, есть реки, моря, озера, леса, растения. Эти игры особенно актуальны для маленьких детей, для развития предметных представлений (Игры «Зоопарк» «Животные леса», «Ферма», «Правила дорожного движения» и тд). б) Игры на знакомство со сказками, рассказами по программе, мультфильмами и искусстве в целом Можно поэтапно вспомнить рассказ, выложить и рассказать его (сказки «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и др) Такие игры развивают память, логическое мышление, речь, воображение. в) Географические игры. Здесь мы узнаем, как люди живут в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице разные климатические зоны и жизнь в них.. Дети с ОВЗ надолго запоминают такие занятия. * г) Фантастические игры. Имитируется в песочнице жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и тд. Это возможность использовать детскую современную субкультуру (трансформеры, роботы и др) Данные игры хорошо развивают воображение и креативность. д) Исторические игры. Можно использовать знания детей после прочитанных исторических рассказов и походов в исторические музеи. Только в песочнице ребенок может стать сам участником исторических событий. е) Игры – экскурсии по городу. Родина начинается с родного города. Используя мини фигурки, мы можем построить небольшой макет города или, например, Дворцовой площади, что вызовет интерес и желание посетить такие места. 2) Проективные игры. Детское и взрослое творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – есть проекция внутреннего мира человека, те перенос на песок переживаний, желаний, умений, возможностей и есть проекция. В этих играх отрабатываются страхи, тревоги, волнующие темы, корректируются проблемы и дефекты поведения. Правильное формирование эмоций способствует выработке характера и положительных свойств личности. Строя на песке картину из песка, ребенок (как и взрослый) переносит на песок ландшафт внутреннего мира, разыгрывая на песке множество ситуаций, человек приобретает бесценный опыт разрешения ситуаций в жизни. Это закрепляется в бессознательном и наступает момент, когда повторяющиеся ситуации в жизни ребенок может решить, вспомнив песочный опыт. а) Игра «Волшебник» развивает коммуникативные навыки, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику руки. Чувствуя себя волшебником в песочнице, ребенок может создать любую тревожащую ситуацию и разрешить ее положительным исходом. Эти игры являются и диагностическими для педагога. С целью диагностики игру лучше проводить индивидуально. б) Игра «Создание миров», отличается от предыдущей тем, что это групповая игра. Цель игры: развитие коммуникативных навыков, стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, развитие, развитие речи. Группа может состоять из 2 и более детей. Дети придумывают путешествия в сказочные страны, которые взаимодействуют друг с другом. У каждого ребенка свой мир, но он взаимодействует с другими мирами. Важно понаблюдать как дети взаимодействуют друг с другом (эту игру можно проводить и ребенку с родителем). 3) Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными процессами, с их помощью познается окружающий мир. а) Игра «Отпечатки рук» способствует развитию моторики, развитию речи, памяти, внимания, стабилизацию эмоционального состояния. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях и ребенок, получив модель рассказа, использует в своей речи его, передавая ощущения работы с песком. Игры с песком имеют большое значение для ребенка, они не только стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику рук, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти. б) Игры «Мина», «Отгадай загадку», «Загадочный предмет», «Во саду ли в огороде» — способствуют развитию предметных представлений, зрительного восприятия и воображения. в) Игра «Цветные заборчики», «Печем пирожки» способствует развитию сенсорного восприятия цвета и геометрической формы. г) игра «Классификатор» способствует развитию обобщающих понятий (дикие, домашние животные, насекомые, транспорт и тд) д) Игры «Строим по схеме», «Найди свой путь», «Выложи следы» способствуют развитию навыков ориентировки в микро пространстве, что очень важно для детей с нарушенным зрением. 4) Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму «Песочная грамота» а) Игра «Путешествие к звукам» способствует развитию фонематического слуха, умению слышать и слушать звуки в слове (например: Путешествие в страну А, найди предметы, начинающиеся с букв А и тд) б) Игра «Город волшебных букв» учит детей читать и писать, развивает внимание, память, мелкую моторику руки. 5) Игры с цветным песком Эти занятия направлены на развитие сенсорных эталонов цвета, стабилизацию эмоционального состояния ребенка и взрослого, развитию мелкой моторики руки и координации движений, развитию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к художественной и изобразительной деятельности. (игры «Цветные песчинки», «Рисуем песком», «Радуга цвета», «Эмоции» и др) 6. Совместные игры с взрослыми (родителями) –для детей и родителей это естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах, эмоциональном напряжении и найти путь выхода из ситуации. В статье коротко описаны различные направления работы с песком, по такому же принципу можно построить работу в различных направлениях.
|