Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно — игровым действиям
Дефектология
Автор: Курицина Снежана Степановна, Шестакова Наталья Сергеевна   
23.01.2020 22:50

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно — игровым действиямКоррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно — игровым действиям

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 «Калинка» комбинированного вида» г. Северодвинск

  • Шестакова Наталья Сергеевна, учитель-дефектолог,
  • Курицина Снежана Степановна, воспитатель

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особый вид отклонения психического развития, вызванный врожденным или приобретенным в раннем возрасте поражением головного мозга. Подобные патологии в последнее время довольно часто диагностируются у детей.

 

Симптомы РАС обычно подразделяют на 3 основные группы:

  1. Серьезные затруднения социального взаимодействия с окружающими людьми. Дети – аутисты испытывают трудности, прежде всего, при социальном взаимодействии с другими людьми. У них снижена способность проявлять и понимать невербальное поведение – зрительный и тактильный контакты, жесты, мимику. Также затруднено умение взаимодействовать с другими участниками, характерно уединение и склонность к одиночеству.
  2. Серьезные затруднения взаимной коммуникации. У детей данной категории отмечается отставание в речевом развитии, ограничено понимание речи, конкретность, стереотипность речи, им трудно вести диалог с окружающими людьми. Характерны эхолалия, употребление (придумывание) детьми собственных слов. Многие дети с РАС никогда не пользуются активной речью.
  3. Поведение детей с РАС отличается ограниченностью моделей и сопровождается сопротивлением всему новому, двигательными стереотипиями (покачивание, вращение, размахивание кистями рук). Формируются достаточно сложные ритуалы, которые ребенок обязательно воспроизводит в определенных ситуациях. Дети с РАС живут по установленному порядку и бурно реагируют на минимальные изменения в окружающем его пространстве.

Дети с РАС играют не так, как их нормотипичные сверстники. Их игры однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий. Дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками, игнорируя остальные; надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика. У таких детей присутствует своеобразное толкование и реакция на восприятие посредством органов чувств. Это касается восприятия звуков, осязания, ощущения тепловых свойств предметов. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется интерес детей с РАС к предметам.

Однако действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением дети часто отказываются, поскольку сенсорные свойства предмета для них более важны, чем социальное назначение. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать мисочки, пирамидку, построить домик из кубиков), но его мало привлекают эти действия, нежели получение аутостимуляции в процессе манипуляций с игрушками.

Опыт показывает, что применение игровых занятий является наиболее эффективным методом коррекционно-развивающей помощи детям с РАС. Предметно-игровая деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения способами действий с предметами окружающей действительности и игрушками с помощью взрослого.

В зависимости от психического состояния ребенка, уровня его развития игровые занятия проходят ряд этапов – от формирования первых эпизодов совместной со взрослым игры, опирающихся на имеющуюся аутистическую аутостимуляцию ребенка, до построения элементов сюжетной игры [1, с.33].

Проведение работы по формированию предметно-игровых действий осуществлялось в специально организованных педагогических условиях, включающих индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, сопровождение ребенка в ходе режимных моментов, разработка индивидуального образовательного маршрута воспитанника, адекватный характер общения и взаимодействия педагога с ребенком, создание предметно-развивающей среды.

При обучении детей с РАС предметно-игровым действиям на первом этапе основной упор делается на устранение негативных переживаний воспитанников, снижение эмоционального дискомфорта. При этом решается задача формирования потребности детей во взаимодействии со взрослыми, поддержка интереса и эмоционально положительного настроя детей на занятии, снятие напряжения, повышение выносливости в контакте со взрослым и со средой в целом. Для привлечения внимания детей эффективны выразительные жесты, песенки, короткие стихи, потешки. Таким образом создаются условия для формирования привязанности, непосредственного эмоционального контакта со взрослым, что способствует переходу от аутостимуляции к возможности получения ребенком тонизирующих впечатлений во взаимодействии со взрослым [1, с.36].

Примеры игр: «Испечем оладушки», «Топни ножкой», «Бабушкин клубочек», «Маме улыбаемся», «Что в ладошке?», «Передай игрушку», «Улыбнись, поклонись» и др.

В ходе второго этапа проводилось обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний ( «Так», «Не так», «Правильно», «Не правильно», «Хорошо», «Отлично», «Умница», «Молодец» и др.), а также формирование у детей представления о конечном результате действия.

Примеры игр: «Соберем пирамидку», «Собери грибочки в корзинку», «Нарисуй дорожку», «Собери игрушку».

Формирование поисковых ориентировочно – исследовательских действий с предметами осуществлялось на третьем этапе коррекционной работы: 1) проводилось знакомство детей с назначением различных предметов и их практическое использование (ориентировка «Что это?», «Что с этим можно делать?»); 2) обучение детей сравнивать предметы в соответствии с их функциональными свойствами, применять одно и то же действие со схожими предметами; 3) формирование и активизация у детей ориентировочной деятельности, сопоставления объектов с их сенсорными свойствами (цвет, величина, форма); 4) обучение умениям осуществлять действия с предметами — заместителями.

Педагог использует игры-упражнения, в процессе которых детей знакомит с проблемными практическими ситуациями, учит анализировать данные ситуации. Такие ситуации можно специально создавать на занятиях или использовать ситуации из повседневной жизни в быту и на прогулках (необходимость достать игрушку с полки, достать мяч, закатившийся под стол).

Примеры игровых заданий: «Мишка заболел», «Поймай шарики и покатай», «Выбей шарики», «Достань мяч».

Четвертый этап — формирование орудийных действий в ходе выполнения практических действий с предметами с учетом их постепенного усложнения: введения в игровое задание нового предмета. Для формирования переноса усвоенного способа действия с предметами педагог предлагает детям множество разнообразных предметов – орудий одного и того же типа: веревочки, палочки разной длины, цвета, чашки, воронки, ложки, скамейки разного размера

Примеры игр: «Причеши куклу», «Покатай мишку», «Покорми кролика», «Перелей водичку», «Угощаем матрешек».

Выстраивая простой игровой сюжет, педагог развивает способность детей с РАС к пониманию последовательности событий. Такое понимание следует за яркими эмоциями, интересом, которыми насыщается совместная игра взрослого и ребенка. В ходе решения данной задачи учитывается фрагментарность, конкретность, стереотипность восприятия мира ребенка с РАС, следовательно, на этой основе важно сформировать «каркас» игрового сюжета, который можно наращивать, обогащая различными сюжетами. В дальнейшем, происходит постепенное расширение последовательной цепочки событий в игре. Построение игрового сюжета формирует у ребенка понимание логических, временных и причинно-следственных связей собственной жизни. Например, привычный игровой момент укладывания спать куклы можно дополнить пением колыбельной песенки или кормлением «молока» из бутылочки.

Таким образом, в ходе обучения предметно — игровым действиям у детей с РАС появился позитивный эмоциональный контакт со взрослым, интерес к данному сотрудничеству и действиям с предметами; желание самостоятельно действовать с игрушками в соответствии с их функциональным назначением. Целенаправленное обучение положительно сказалось не только на формирование предметно – игровой деятельности, но и активизировалась позиция ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривание предмета с разных сторон, работа над пониманием и выполнением разноуровневых инструкций).

Список информационных источников

  1. Аршатская О.С. Методы коррекционной помощи ребенку раннего возраста с тяжелыми формами аутизма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. — № 1. – с. 33 — 37
  2. Браткова М. В. Методика формирования предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы // Дефектология. – 2009. — № 2. – с.77 – 83
  3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год